|
Первые
(довоенные) модели
отечественных
экскаваторов
фотогалерея |
Начало
экскаваторостроения в
России относится к концу
XVIII в. В 1809 г. на днепровских
разработках песка впервые
в мире был изобретен и
построен копательный ковш
с ручным приводом. В 1854 г. в
Нижнем Тагиле был сооружен
механизм с приводом от
паровой машины,
производивший уборку
земли из забоев на горе
Высокой. В 1903 г. на
Путиловском заводе было
организовано производство
экскаваторов
железнодорожного типа с
ковшами емкостью 1,9 и 2,3 м3.
До 1917 г. было выпущено 32
одноковшовых паровых
"Путиловца", 2
одноковшовых экскаватора
с ковшом 0,38 м3 и 11
многоковшовых
экскаваторов. Остальной
парк имевшихся
экскаваторов был
импортного производства,
преимущественно
американского. После
Октябрьской революции в
Советском Союзе
экскаваторы не
изготовлялись вообще, хотя
потребность при
грандиозном размахе
строительных работ в них
была крайне высока.
Созданное в первые годы
Советской власти Бюро
Земмашин при ВСНХ наладило
восстановление и ремонт
имевшихся землеройных
машин и обучение кадров
машинистов.
Отремонтированными
экскаваторами
производились земляные
работы на первых советских
стройках:
модернизированными
американскими
экскаваторами-лопатами
Марион 28, 31 и 46 на
Туркестано-Сибирской
железной дороге (1927 г.);
экскаваторами Марион 4160
(3,05 м3) и Марион 37 (1,34 м3)
на Днепропетровской
гидроэлектростанции (1927
г.); электрическими
экскаваторами Бюсайрус
120-В (3,05 м3), Марион 4120
(2,29 м3) и Бюсайрус 50-В
(1,34 м3) на
Магнитогорском
металлургическом
комбинате (1929 г.). Первые
крупные экскаваторные
работы были осуществлены
на строительстве
Кондопожской
гидроэлектростанции в
1922-1925 гг. при сооружении
двухкилометрового канала
между озером Нига и
Онежским озером.
Начало организации
отечественного
экскаваторостроения было
положено в 1930 г.
постановлением Совета
Труда и Обороны СССР,
которым предусматривались
меры по подготовке
производства
экскаваторов: проведение
необходимых научных работ,
выбор типов экскаваторов,
разработка чертежей и
технологии производства,
подготовка
инженерно-технических
кадров, выделение заводов
и пр. Тогда же была создана
проектно-техническая
контора
экскаваторостроения (ВТКЭ
или Проектэкскаватор).
Собранные ей данные о
работе экскаваторов
послужили основой для
выбора конструкций и
создания первых советских
экскаваторов - паровых
лопат М-III-п и М-II-п с
ковшами емкостью 1,5 и 0,75 м3
и электрических карьерных
машин М-IV-э с ковшом
емкостью 3 м3. Было
решено на первое время
ограничится освоением
ряда машин с ковшами
емкостью 0,35; 0,75; 1,5 и 3 м3
на гусеничном и лопаты с
ковшом емкостью 2,5 м3
на рельсовом ходу. Анализ
экскаваторостроения того
времени показывал, что при
проектировании
экскаваторов
целесообразно
ориентироваться на одно из
существовавших в то время
направлений -
американское,
насчитывающее почти
столетний опыт, и
германский, с опытом в три
десятилетия. Для
разработки конструкций
отечественных
экскаваторов был
использован опыт пионеров
механизации земляных
работ инж. Н.Д.Аверина,
проф. Н.Н.Лукницкого, проф.
Д.Д.Бизюкина, инж. С.Я.
Перельмана, д.т.н., проф.
Н.Г.Домбровского. На 1935 г. в
Советском Союзе работало
около 1100 экскаваторов,
главным образом
иностранного
производства.
Стране Советов предстояло
наверстывать колоссальную
отсталость в отрасли
экскаваторостроения.
Выпуск первых
экскаваторов был налажен
на Воткинском и Ковровском
заводах, а затем освоено
рядом заводов в Москве,
Одессе, Кунгуре, Костроме,
Мотовилихе, Дмитрове и
Ленинграде. И пусть у
первых отечественных
экскаваторов было
плоховато литье, больший
вес по сравнению с
заграничными при той же
мощности, не так надежно
рабочее оборудование и
ковш, но такими
"детскими болезнями"
наверно страдал и
американский Бюсайрус,
когда начинал
производство, и, конечно,
все они скоро были
излечены...
Главная
|