Экскаватор
Э-1514 с ковшом ёмкостью
0,15 м3 отличается
от экскаваторов Э-153 и Э-153А
применением двух
самостоятельных
гидравлических
систем, повышенной
надежностью в работе,
большим сроком службы,
использованием
шестеренных насосов
более высокой
производительности,
улучшением условий
работы машиниста за
счет установки кабины.
Базовый трактор "Беларусь"
МТЗ-5ЛС.
Как и у экскаватора
Э-153, основным несущим
узлом машины является
рама, на которой
устанавливают
поворотную колонну с
рабочим
оборудованием. В
передней части рамы
закреплено
оборудование
бульдозера, а в задней
части - выносные опоры.
Снизу рамы
прикрепляют два
цилиндра механизма
поворота.
Поворотная
колонна экскаватора
Э-1514 по своей
конструкции
аналогична поворотной
колонне экскаватора
Э-153. Основное отличие
заключается в том, что
у экскаватора Э-1514
крышка поворотного
корпуса жестко с
помощью шлицев
соединена с
поворотным валом.
Экскаватор Э-1514
оснащен
унифицированным
рабочим оборудованием
и оборудованием
бульдозера; ширина
отвала 2 м.
На экскаваторе
работают две
самостоятельные
гидравлические
системы: одна из них
является
принадлежностью
трактора, а вторую
устанавливают
дополнительно для
привода узлов
рабочего
оборудования.
Гидросистема трактора
включает шестеренный
насос типа НШ-32Э,
который приводится в
движение от вала
дизеля через редуктор
и при 1600 об/мин
развивает
производительность 47 л/мин.
Насос монтируют на
двигателе с левой
стороны; его можно
отключать отдельной
рукояткой.
Масляный бак на 20 л
установлен на
кронштейне,
прикрепленном к
картеру маховика
дизеля. К баку
приварены заливная
горловина, трубка
маслоизмёрительного
стержня и стакан
фильтра, состоящего из
восемнадцати сетчатых
элементов.
Пробка заливной
горловины имеет сапун.
В верхней части трубки
фильтра помещен
предохранительный
клапан, который
открывается при
засорении сетчатых
элементов, когда
давление достигает 3,0 -
3,5 кг/см2. В этом
случае часть масла
попадает в бак без
фильтрации.
Гидрораспределитель
смонтирован на баке и
соединен
маслопроводами с
насосом, баком и
силовыми цилиндрами.
Каждый из трех
золотников
парораспределителя
может быть устан, у лен
в три положения:
нейтральное и два
рабочих.
В нейтральном
положении золотника
масло, подаваемое
насосом,
перепускается через
гидрораспределитель в
бак. При этом полости
цилиндров закрыты и
механизм поворота,
выносные опоры и отвал
бульдозера
удерживаются в
заданном положении. В
рабочих положениях
золотника масло
поступает в одну из
полостей цилиндра и
вытекает из второй его
полости через
гидрораспределитель в
бак.
Одно из этих положений
золотника
соответствует
выполнению движения в
одну сторону, например
повороту рабочего
оборудования вправо
или подъему опор и
отвала, а второе
положение
соответствует
выполнению движения в
другую сторону
(поворот влево,
опускание опор и
отвала).
В корпусе
гидрораспределителя,
кроме золотников,
расположены
перепускной и
предохранительный
клапаны.
Предохранительный
клапан отрегулирован
на рабочее давление в
системе 75 кг/см2.
Для устранения резких
остановок рабочего
оборудования во время
перекрытия слива
масла из цилиндров
поворота между ними
поставлен перепускной
клапан. При повышении
давления под влиянием
инерционных сил он
соединяет обе полости
цилиндров; тем самым
достигается плавное
торможение
оборудования.
На
экскаваторе Э-1514
применены цилиндры
двух типоразмеров. В
цилиндре стрелы
установлен поршень
диаметром 120 мм и
шток диаметром 55 мм,
в остальных цилиндрах
- поршни диаметром 80 мм
и штоки диаметром 55 мм;
различаются они
только по длине.
Цилиндр состоит из
цилиндрической трубы,
на концы которой
навинчены передняя и
задняя крышки.
Герметичность
соединения
достигается
установкой
уплотнительных колец.
В трубе помещен шток с
поршнем. Поршень
крепят гайкой и
стопорят шайбой.
Уплотнением поршня
служат два манжета,
удерживаемые упорами
и конусом. Шток
уплотняют также
манжетом.
В концевой части штока
установлен
грязесъемник с
крышкой. Крышки
фиксируют от поворота
круглыми гайками. На
передней и задней
крышках закреплены
угловые штуцера для
подсоединения
трубопроводов.
Разгрузочный клапан,
аналогичный по
конструкции
перепускному клапану,
предохраняет от
поломок шток цилиндра
стрелы. При давлении в
поршневой полости
цилиндра стрелы свыше
140 кГ/см2
разгрузочный клапан
перепускает масло в
штоковую полость. В
связи с тем, что
рабочие объемы
поршневой и штоковой
полостей разные, часть
масла сбрасывается
через разгрузочный
клапан на слив.
Гидропроводы на
экскаваторе Э-1514
представляют собой
либо бесшовные
стальные трубы, либо
шланги высокого
давления. Их
присоединяют с
помощью накидной
гайки и конических
медных или
алюминиевых
прокладок. К
распределителю
гидропроводы
присоединяют с
помощью винта и
уплотнительных колец.
К
экскаватору Э-1514
Новосибирским
электротехническим
институтом и
Главзапсибстроем
разработано сменное
рабочее оборудование
с гидропружинным
молотом частоударного
действия.
Оборудование состоит
из ударного механизма
и рабочего органа -
клина и предназначено
для разработки
небольших объемов
грунта и зачистных
работ. При 80 ударах в
минуту и глубине
рыхления 0,75 м
производительность
такого сменного
оборудования
составляет 30 - 35 м3
в смену.
Другой вид навесного
оборудования к
экскаватору Э-1514
разработан
ВНИИстройдормашем.
Источником ударов
служит гидромолот
двойного действия. В
направляющей трубе
перемещается
цилиндрический
ударник, который
наносит удары по
хвостовику рабочего
органа. Последний
установлен в
направляющей буксе.
Автоматическую работу
гидромолота
обеспечивает
распределитель,
установленный на
верхней части
направляющей трубы.
При энергии удара 3,5 кДж
и 130 ударах в минуту
производительность
рыхлителя на мерзлоте
составляет до 10 м3/ч.
УкрНИИпроект
на базе экскаватора
Э-1514 разработан
подборщик просыпей,
работающий в составе
карьерных отвальных
конвееров.
Экскаватор
Э-1514 выпускался
киевским заводом
"Красный
экскаватор" с 1965 г. В
1966 г. удостоен Золотой
медали ВДНХ СССР.
Дальнейшее развитие
модели - экскаватор Э-2515.
|