Экскаватор
Э-153 с ёмкостью ковша
0,15 м3 разработан
ВНИИСтройдормаш.
Благодаря своей
универсальности
получил большое
распространение в
сельском хозяйстве на
мелиоративных работах
и широко применяется
на небольших стройках.
При необходимости
экскаватор оборудуют
обратной или прямой
лопатой, крановым или
грейферным
приспособлением, в
передней части на
трактор навешивают
бульдозер для
разравнивания грунта
и засыпки траншей.
Опытный образц
выпущен в 1955 г.
Киевским заводом
"Красный
экскаватор" на базе
трактора "Беларусь"
МТЗ-2 (фото
вверху). Серийно
выпускался с 1956 г. на
шасси тракторов МТЗ-5, позже
МТЗ-5Л/5М. С 1959 г.
базовым трактором
стал МТЗ-5ЛС/-5МС,
оснащенный закрытой
кабиной. Модификации:
Э-153А и Э-153АШ.Экскаватор
Э-153А представляет
собой
модернизированный
образец машины Э-153, в
которую внесены
следующие основные
изменения.
Гидрораспределители и
предохранительные
клапаны заменены
двумя
унифицированными
гидрораспределителями,
смонтированными в
одном корпусе с
предохранительными
клапанами рукава
высокого давления на
гидроцилиндрах
выносных опор,
бульдозера и ковша
заменены бесшланговой
гидроразводкои из
стальных труб и
шарнирных соединений
введен перепускной
клапан на
гидроцилиндрах
механизма поворота,
изменена конструкция
поворотной колонны.
Сменное оборудование
экскаватора Э-153 дает
возможность
производить
экскаватором целый
комплекс работ.
Обратной или прямой
лопатой емкостью 0,15 м3
производит рытье
небольших котлованов,
траншей для
водопроводных и
дренажных труб.
Грейфер с ковшом
емкостью 0,25 м3
используется на
погрузке минеральных
удобрений и извести,
ковш емкостью 0,5 м3
- для погрузки торфа.
Крановое
приспособление служит
для погрузки бревен,
бочек и других
предметов весом до 500 кг.
Конструктивно
экскаватор выполнен в
виде навесного
оборудования на базе
пневмоколесного
трактора «Беларусь»
MT3-5Л или МТЗ-5М. На
тракторе установлен
дизельный двигатель
Д-40, у которого при
номинальном числе
оборотов 1500 об/мин
наибольшая мощность 45 л.с.
Для монтажа
экскаватора на
трактор колея
передних колес его
увеличивается до 1500 мм,
а задних - до 1500 мм
с перестановкой
задних колес. Это
вызывается
требованиями
компоновки узлов
экскаваторного
оборудования с
установкой уширенного
настила.
Для закрепления
экскаваторного
оборудования,
бульдозера и
гидрораспределителей
на тракторе
смонтированы основная
рама, дышла бульдозера
и рама крепления
гидрораспределителей.
Топливный бак
установлен на
специальном
кронштейне с левой
стороны трактора.
Для удобства
управления при работе
экскаватора и при
транспортировке
двухместное
тракторное сиденье
заменено на
поворотное
одноместное. При одном
его положении
машинист управляет
трактором во время
передвижения, а при
другом - работой
экскаватора.
На тракторе
установлен звуковой
сигнал, действующий от
выхлопных газов
двигателя. Позади
экскаватора
устанавливается
фонарь (стоп-сигнал),
который включается
совместно с двумя
лампами приборов;
кроме того,
прилагается
переносная лампа.
Гидравлическая
система экскаватора
Э-153А состоит из двух
коробок управления
(гидрораспределители),
силовых
гидроцилиндров,
масляного бака
емкостью 200 л с
фильтрами и
гидропроводов с
предохранительными
клапанами.
Рабочее оборудование
экскаватора Э-153А с
гидравлическим
управлением состоит
из следующих узлов:
стрелы, рукояти, ковша,
бульдозера, крановой
подвески.
Стрела - это трубчатая
сварная конструкция,
оснащенная с обоих
концов штампованными
проушинами
коробчатого сечения,
шарнирно соединяемыми
с одной стороны с
поворотной колонкой, а
с другой - с рукоятью.
Соединение стрелы с
поворотной колонкой и
с рукоятью постоянное
и не изменяется при
перестановках других
узлов рабочего
оборудования. К стреле
шарнирно крепят шток
силового цилиндра,
которым поднимается и
опускается внешний
конец стрелы с
рукоятью и ковшом.
Общая длина стрелы
(между центрами
отверстий в проушинах)
2300 мм; диаметр
трубы 159 мм.
Рукоять, как и стрела,
трубчатая сварная. С
одной стороны она
снабжена
штампованными
проушинами
коробчатого сечения, к
которым шарнирно
крепится любой вид
сменного рабочего
оборудования при
помощи пальцев; с
другой стороны к
П-образному
кронштейну крепится
цилиндр поворота
ковша (при обратной
лопате) или открывания
днища (при прямой
лопате). Рукоять
приводится в действие
гидроцилиндром.
Ковш штампо-сварной с
усиленной передней
стенкой, снабженной
четырьмя зубьями.
Зубья приклепываются
двумя заклепками
каждый и при большом
износе могут быть
заменены. Ковш
используется для
работы как при
обратной, так и при
прямой лопате.
Рама экскаватора
крепится к рукавам
полуосей трактора и к
продольным балкам его
полурамы. Крепящаяся
на раме полая цапфа
служит осью вращения
поворотной колонки, на
которой смонтирована
стрела. К стреле
шарнирно крепится
рукоять. К задней
части рамы приварены
кронштейны для
крепления оси опорных
башмаков.
Рабочее оборудование
экскаватора Э-153А
установлено на
колонке, и при работе
оно может
поворачиваться на 160°;
для перевода в
транспортное
положение рабочее
оборудование
поворачивается
дополнительно на 78° и
устанавливается над
трактором впереди по
его ходу.
Необходимая
устойчивость трактора
во время работы
обеспечивается
опорными башмаками,
установленными сзади
трактора, которые
приводятся в действие
гидроцилиндрами.
В передней части
трактора шарнирно на
полураме подвешен на
силовом гидроцилиндре
отвал бульдозера;
последний соединен с
двумя распорными
балками. Отвал
бульдозера
коробчатого сечения,
передняя стопка
которого имеет
изогнутую по радиусу
форму для правильной
укладки валиков
грунта. Силовой
цилиндр связан с
дышлом, которое жестко
крепится к передней
части трактора.
Модернизированный
вариант экскаватора
Э-153 с поворотной
колонной
Экскаватор
Э-153 изготовлялся
Киевским заводом
"Красный
экскаватор". Однако,
после войны народному
хозяйству в связи с
восстановлением
инфраструктуры
страны, требовалось
гораздо больше
землеройных машин, чем
мог обеспечить
киевский завод. В
связи с чем, 5 мая 1959 г.
Совмин РСФСР принял
постановление «О
дополнительном
изготовлении
экскаваторов для
сельского хозяйства
РСФСР». К выпуску
данной модели
подключили заводы: с
1959 г. Саранский
мотороремонтный завод
(переименован в
Саранский
экскаваторный завод);
с марта 1959 г.
Златоустовский завод
имени В.И.Ленина
(переименован в
Златоустовский
экскаваторный завод);
с 1959 г. завод Сиблитмаш
Министерства
станкостроения СССР.
На конвеере
экскаватор Э-153А
заменил экскаватор Э-1514. Он
имеет две
самостоятельные
гидравлические
системы, улучшенные
условия работы
машиниста. В остальном
конструкции
экскаваторов Э-1514 и
Э-153А аналогичны.
|
|
Экскаватор
Э-153 завода
Сиблитмаш. 1959 г. |
|
|