WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Экскаватор Э-153 и модификации
фотогалерея

Экскаватор Э-153 с ёмкостью ковша 0,15 м3 разработан ВНИИСтройдормаш. Благодаря своей универсальности получил большое распространение в сельском хозяйстве на мелиоративных работах и широко применяется на небольших стройках. При необходимости экскаватор оборудуют обратной или прямой лопатой, крановым или грейферным приспособлением, в передней части на трактор навешивают бульдозер для разравнивания грунта и засыпки траншей.
Опытный образц выпущен в 1955 г. Киевским заводом "Красный экскаватор" на базе трактора
"Беларусь" МТЗ-2 (фото вверху). Серийно выпускался с 1956 г. на шасси тракторов МТЗ-5, позже МТЗ-5Л/5М. С 1959 г. базовым трактором стал МТЗ-5ЛС/-5МС, оснащенный закрытой кабиной. Модификации: Э-153А и Э-153АШ.

Экскаватор Э-153А представляет собой модернизированный образец машины Э-153, в которую внесены следующие основные изменения.
Гидрораспределители и предохранительные клапаны заменены двумя унифицированными гидрораспределителями, смонтированными в одном корпусе с предохранительными клапанами рукава высокого давления на гидроцилиндрах выносных опор, бульдозера и ковша заменены бесшланговой гидроразводкои из стальных труб и шарнирных соединений введен перепускной клапан на гидроцилиндрах механизма поворота, изменена конструкция поворотной колонны.
Сменное оборудование экскаватора Э-153 дает возможность производить экскаватором целый комплекс работ. Обратной или прямой лопатой емкостью 0,15 м3 производит рытье небольших котлованов, траншей для водопроводных и дренажных труб. Грейфер с ковшом емкостью 0,25 м3 используется на погрузке минеральных удобрений и извести, ковш емкостью 0,5 м3 - для погрузки торфа. Крановое приспособление служит для погрузки бревен, бочек и других предметов весом до 500 кг.

Конструктивно экскаватор выполнен в виде навесного оборудования на базе пневмоколесного трактора «Беларусь» MT3-5Л или МТЗ-5М. На тракторе установлен дизельный двигатель Д-40, у которого при номинальном числе оборотов 1500 об/мин наибольшая мощность 45 л.с.
Для монтажа экскаватора на трактор колея передних колес его увеличивается до 1500 мм, а задних - до 1500 мм с перестановкой задних колес. Это вызывается требованиями компоновки узлов экскаваторного оборудования с установкой уширенного настила.
Для закрепления экскаваторного оборудования, бульдозера и гидрораспределителей на тракторе смонтированы основная рама, дышла бульдозера и рама крепления гидрораспределителей. Топливный бак установлен на специальном кронштейне с левой стороны трактора.
Для удобства управления при работе экскаватора и при транспортировке двухместное тракторное сиденье заменено на поворотное одноместное. При одном его положении машинист управляет трактором во время передвижения, а при другом - работой экскаватора.
На тракторе установлен звуковой сигнал, действующий от выхлопных газов двигателя. Позади экскаватора устанавливается фонарь (стоп-сигнал), который включается совместно с двумя лампами приборов; кроме того, прилагается переносная лампа.

Гидравлическая система экскаватора Э-153А состоит из двух коробок управления (гидрораспределители), силовых гидроцилиндров, масляного бака емкостью 200 л с фильтрами и гидропроводов с предохранительными клапанами.
Рабочее оборудование экскаватора Э-153А с гидравлическим управлением состоит из следующих узлов: стрелы, рукояти, ковша, бульдозера, крановой подвески.
Стрела - это трубчатая сварная конструкция, оснащенная с обоих концов штампованными проушинами коробчатого сечения, шарнирно соединяемыми с одной стороны с поворотной колонкой, а с другой - с рукоятью. Соединение стрелы с поворотной колонкой и с рукоятью постоянное и не изменяется при перестановках других узлов рабочего оборудования. К стреле шарнирно крепят шток силового цилиндра, которым поднимается и опускается внешний конец стрелы с рукоятью и ковшом. Общая длина стрелы (между центрами отверстий в проушинах) 2300 мм; диаметр трубы 159 мм.
Рукоять, как и стрела, трубчатая сварная. С одной стороны она снабжена штампованными проушинами коробчатого сечения, к которым шарнирно крепится любой вид сменного рабочего оборудования при помощи пальцев; с другой стороны к П-образному кронштейну крепится цилиндр поворота ковша (при обратной лопате) или открывания днища (при прямой лопате). Рукоять приводится в действие гидроцилиндром.
Ковш штампо-сварной с усиленной передней стенкой, снабженной четырьмя зубьями. Зубья приклепываются двумя заклепками каждый и при большом износе могут быть заменены. Ковш используется для работы как при обратной, так и при прямой лопате.
Рама экскаватора крепится к рукавам полуосей трактора и к продольным балкам его полурамы. Крепящаяся на раме полая цапфа служит осью вращения поворотной колонки, на которой смонтирована стрела. К стреле шарнирно крепится рукоять. К задней части рамы приварены кронштейны для крепления оси опорных башмаков.
Рабочее оборудование экскаватора Э-153А установлено на колонке, и при работе оно может поворачиваться на 160°; для перевода в транспортное положение рабочее оборудование поворачивается дополнительно на 78° и устанавливается над трактором впереди по его ходу.

Необходимая устойчивость трактора во время работы обеспечивается опорными башмаками, установленными сзади трактора, которые приводятся в действие гидроцилиндрами.
В передней части трактора шарнирно на полураме подвешен на силовом гидроцилиндре отвал бульдозера; последний соединен с двумя распорными балками. Отвал бульдозера коробчатого сечения, передняя стопка которого имеет изогнутую по радиусу форму для правильной укладки валиков грунта. Силовой цилиндр связан с дышлом, которое жестко крепится к передней части трактора.


Модернизированный вариант экскаватора Э-153 с поворотной колонной

Экскаватор Э-153 изготовлялся Киевским заводом "Красный экскаватор". Однако, после войны народному хозяйству в связи с восстановлением инфраструктуры страны, требовалось гораздо больше землеройных машин, чем мог обеспечить киевский завод. В связи с чем, 5 мая 1959 г. Совмин РСФСР принял постановление «О дополнительном изготовлении экскаваторов для сельского хозяйства РСФСР». К выпуску данной модели подключили заводы: с 1959 г. Саранский мотороремонтный завод (переименован в Саранский экскаваторный завод); с марта 1959 г. Златоустовский завод имени В.И.Ленина (переименован в Златоустовский экскаваторный завод); с 1959 г. завод Сиблитмаш Министерства станкостроения СССР.
На конвеере экскаватор Э-153А заменил экскаватор
Э-1514. Он имеет две самостоятельные гидравлические системы, улучшенные условия работы машиниста. В остальном конструкции экскаваторов Э-1514 и Э-153А аналогичны.

 
Экскаватор Э-153 завода Сиблитмаш. 1959 г.  

Э-153, Э-153А и Э-153АШ
Одноковшовый экскаватор Э-153А на колесном тракторе "Беларусь" МТЗ-5Л/5М. Фотография из архива сайта. Экскаватор Э-153 (Э-153А) с рабочим оборудованием прямая лопата. Фотография из архива О.Чалкова. Экскаватор Э-153 с оборудованием прямая лопата. Фотография сделана на строительстве здания цирка в г. Киеве в 1959 г. Фотография из архива сайта.
Экскаватор Э-153. Фотографии из архива сайта. Экскаватор Э-153. Фотография из архива С.Н.Гудошникова.
     
  Экскаватор Э-153А (АШ). Фотография сделана В.В.Филатовым в г.Перми в 1978 г.    

История этого экскаватора началась в 1959 году. Любая техника, будь то экскаватор или персональный компьютер, не может существовать без участия человека. По-этому история экскаватора Э-153 заводской номер 036044 неразрывно связана с его машинистом. Таковым являлся Марков Евгений Михайлович...

Описание и технические характеристики Э-153А

Назад на страницу "Одноковшовые навесные экскаваторы"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная

Ремонт турбины
Советы по ремонту
dieselservice.kiev.ua