|
Проектно-конструкторским
бюро Главстроймеханизации
Министерства
транспортного
строительства СССР
разработан проект
мобильного стрелового
башенного крана КТС-5-10,
который с 1959 года
изготовлялся на Ржевском
механическом заводе.
Кран КТС-5-10 предназначен
для монтажа многоэтажных
крупнопанельных зданий.
Конструкция крана
позволяет применять его
как на работах по
строительству надземной
части здания, так и на
работах по нулевому циклу.
В последнем случае кран
может находиться на бровке
котлована или на дне его с
последующим выводом на
поверхность своим ходом.
В сравнении с башенными
кранами других моделей
кран КТС-5-10 имеет ряд
преимуществ. Кран является
складным,
самомонтирующимся, для
перевода его из
транспортного в рабочее
положение и обратно, а
также для погрузки его на
транспортные средства не
требуется вспомогательных
грузоподъемных средств.
Для подъема грузов кран
имеет на горизонтальной
стреле грузовую тележку.
Кроме того, кран снабжен
инвентарным рельсовым
звеном и опорной пятой, что
позволяет использовать
его без укладки
специальных путей.
Общий вид
крана КТС-5-10 в рабочем
положении |
Техническая
характеристика крана
КТС-5-10
Вылет крюка
от оси вращения, м |
3,5 - 22 |
Грузоподъемность,
т: |
|
..при
вылете крюка 22 м |
5 |
..при
вылете крюка 11 м |
10 |
Максимальная
высота подъема крюка, м |
23 |
Срелняя
скорость подъема
груза, м/мин |
15 |
Скорость
передвижения тележки,
м/мин |
32 |
Скорость
передвижения крана,
м/мин |
32 |
Ширина колеи
рельсового пути, м |
4,5 |
База
(расстояние между
осями балансирных
тележек), м |
4,5 |
Число
ходовых колес |
8 |
..в том
числе приводных |
4 |
Общий вес
крана (без балласта), т |
45,6 |
Вес балласта,
т |
27,9 |
Общая
установленная
мощность
электродвигателей, кВт |
70,7 |
Коэффицент
устойчивости крана в
рабочем положении (при
нагрузке 5 т на
вылете крюка 22 м и
ветровой нагрузке в
сторону стрелы 25 кг/м2) |
1,46 |
Основными
частями крана являются:
ходовая часть с механизмом
передвижения и
расположенные на
поворотной платформе
грузовая лебедка, механизм
подъема и складывания
крана, механизм подъема и
опускания пяты, верхнее
строение с противовесом и
подкосом. Верхнее строение
состоит из
телескопической колонны и
стрелы с грузовой тележкой
и лебедкой для
передвижения крана.
Ходовая
часть крана состоит из
рамы, отъемных продольных
балок и ходовых тележек с
механизмами передвижения.
Сварная из двутавровых
балок рама ходовой части
опирается на две
коробчатые продольные
балки. К их концам
приварены стаканы,
соединяющие всю
конструкцию крана с
четырьмя двухколесными
тележками,
передвигающимися по
рельсовому пути. Колеса
тележек изготовлены из
стального литья и имеют по
две реборды для удержания
на рельсах.
Поворотная платформа
представляет собой
конструкцию из двух,
сварных из листовой стали
продольных двутавровых
балок, соединенных между
собой рядом поперечных
связей. К последним
приварен стальной лист,
образующий пол поворотной
платформы, на котором
установлены главные
механизмы крана: лебедка
подъема стрелы, механизмы
поворота, подъема,
складывания и др.
Сверху механизмы закрыты
съемными щитами из
листовой стали,
составляющими потолочный
настил.
Вращение платформы
осуществляется при помощи
поворотного механизма,
состоящего из
электродвигателя
трехфазного тока МТ-12-6
мощностью 3,5 кВт и 910 об/мин.,
двухступенчатого
редуктора РМ-350, пары
конических шестерен и
вертикального вала с
цилиндрической шестерней.
Крутящий момент
электродвигателя через
редуктор и конические
шестерни передается
вертикальному валу,
проходящему через пол
поворотной платформы.
Закрепленная на его нижнем
конце цилиндрическая
шестерня входит в
зацеплением с зубчатым
венцом и, обегая его,
вращает поворотную
платформу.
Кран может поворачиваться
на 360°, но во избежание
обрыва силового кабеля,
подведенного к поворотной
части кана, из-за
отсутствия кольцевого
токоприемника возвращение
его в исходное положение
должно производиться
поворотом в обратную
сторону.
Торможение поворотного
механизма производится
колодочным
электромагнитным тормозом
ТКТ-200, установленным на
муфте сцепления мотора с
редуктором. Боковая
поверхность этой муфты
служит одновременно
тормозным шкивом.
Колонна крана сварная,
решетчатая,
прямоугольного сечения,
выполнена из угловой стали
№№10 и 12. Она состоит из
двух секций: верхней и
нижней. Верхняя секция
колонны выдвигается и
удерживается в рабочем
положении, опираясь на два
откидных столика,
вмонтированных в верхней
части нижней секции. При
складывании крана
откидные столики
отводятся и верхняя секция
телескопически вдвигается
в нижнюю.
Колонна соединяется с
поворотной платформой при
помощи четырех
приваренных к ней
башмаков.
Верхняя часть колонны
оканчивается головкой, на
которой шарнирно
закреплена стрела крана.
Стрела крана представляет
собой пространственную
сварную конструкцию
прямоугольного сечения,
выполненную из угловой и
листовой стали. Стрела
имеет коробчатую опору,
посредством которой
соединяется с оголовком
колонны. На этой опоре
стрела может
поворачиваться и
устанавливаться в
наклонное положение при
складывании крана. Внутри
коробчатой опоры
установлена лебедка для
перемещения грузовой
каретки по монорельсу,
приваренному вдоль
нижнего пояса стрелы.
В головной части стрелы
установлены направляющий
блок каната для
передвижения тележки и
ограничитель
грузоподъемности крана; в
хвостовой части находятся
отклоняющий блок
грузового каната и
проушины для крепления
расчала стрелы.
Расчал выполнен в виде
пятикратного полиспата.
Его верхние блоки
укреплены с помощью тяг на
хвостовой части стрелы, а
нижние - на раме поворотной
платформы.
В передней части
поворотной платформы, по
ее углам неподвижно
поставлены две, сваренные
из уголков, монтажные
стойки. На них укреплены
отводные ролики
монтажного полиспата и
установлены
электрораспределительные
шкафы силового
оборудования крана. К
верхним частям стоек
приварены специальные
роликовые опоры, на
которые укладывается
стрела крана при его
складывании.
В задней части поворотной
платформы по краям
расположены грузы
противовеса, а между ними
укреплен подкос колонны и
установлена грузовая
лебедка. Противовес крана
состоит из чугунных опор и
наложенных на них
железобетонных плит.Плиты
и опоры соединены между
собой штырями,
предотвращающими их
взаимное смещение.
Противовес крана может
перемещаться вдоль
поворотной платформы, так
как при складывании крана
его центр тяжести
смещается. Поэтому для
сохранения устойчивости
конструкции в момент
складывания противовес
передвигается к центру
крана.
Подкос колонны, служащий
для ее подъема в
вертикальное или укладки в
горизонтальное положение,
представляет собой
плоскую сварную раму из
угловой стали. Нижняя
часть подкоса шарнирно
закреплена на площадке
поворотной платформы. На
верхней его части
расположены блоки
полиспата для выдвижения
верхней секции колонны и
монтажного полиспата, с
помощью которого
производится подъем и
складывание крана.
Схема
запасовки канатов
монтажного полиспата |
При
вращении монтажных
барабанов по часовой
стрелке канат,
переброшенный через
отводные блоки монтажных
стоек и охватывающий
уравнительные и верхние
блоки подкоса, навивается
на барабаны. При этом
подкос поворачивается на
оси шарнира и отклоняется
в сторону колонны, которая
при этом принимает
вертикальное положение.
Выдвижение верхней секции
колонны, подъем и
опускание стрелы,
складывание крана и
перемещение противовесов
производятся при помощи
механизма подъема и
складывания.
Механизм подъема и
складывания состоит из
промежуточного вала с
муфтами, редуктора РМ-350,
пары шестерен,
распределительного вала с
муфтой включения и
ведущими шестернями, а
также четырехопорного
вала с насаженными на него
пятью барабанами:
барабаном подъема стрелы,
двумя барабанами
монтажных полиспатов и
двумя барабанами
перемещения противовесов.
механизм приводится в
движение от
электродвигателя
механизма подъема и
опускания пяты. Органы
управления обоими
механизмами сблокированы
так, что при случайном
одновременном их
включении, цепь питания
разрывается и
электродвигатель
останавливается.
Крутящий
момент двигателя 1
через промежуточный вал 8
и кулачковую муфту 9
передается на быстоходный
вал редуктора 10.
Тихоходный вал через пару
конических шестерен 11
передает движение
распределительному валу 12
с неподвижно насаженными
на нем шестернями 13
и 14 и
кулачковой муфтой
включения 15.
Барабан подъема и
опускания стрелы
диаметром 400 мм с
закрепленной на нем
шестерней 16
свободно сидит на валу
17 и приводится в
движение шестерней 13
через промежуточную
шестерню 18,
насаженную на
эксцентриковый валик; она
может быть выведена из
зацепления со смежными
шестернями поворотом
специальной рукоятки.
Монтажные барабаны 19
диаметром 350 мм и
находящиеся на консолях
вала барабаны перемещения
противовесов 20
диаметром 102 мм
насажены на вал неподвижно
и приводятся в движение
шестерней 21,
находящейся в постоянном
зацеплении с шестерней 14
путем включения
кулачковой муфты 15.
Включение и выключение
всего механизма подъема и
складывания производится
кулачковой муфтой 9,
установленной на
промежуточном валу, при
помощи рукоятки, выведеной
из-под передней части
поворотной платформы.
Кинематическая
схема механизма
подъема и опускания
пяты и механизма
складывании крана |
Грузовая
лебедка крана
однобарабанная,
редукторная,
грузоподъемностью 5 т
при двухкратном полиспате.
Барабан лебедки имеет
диаметр 422 мм, длину 680 мм;
при четырехслойной
намотке канатоемкость
барабана 200 м.
Редуктор цилиндрический, с
передаточным числом 1 : 18.8.
Электродвигатель
переменного тока МТ-52-8,
мощностью 30 кВт и 725 об/мин.
Тормоз лебедки
электромагнитный,
колодочный, действующий на
вал электродвигателя:
тормозным шкивом служит
муфта сцепления между
мотором и редуктором.
Грузовая тележка имеет
сварную раму с
укрепленными на ней
четырьмя ходовыми катками,
охватвающими монорельс
нижнего пояса стрелы.
Тележка несет на себе два
блока грузового каната и
три ролика, направляющие
трос ограничителя
грузоподъемности. Тяговый
трос крепится к проушинам
передней части рамы
тележки. Натяжение его
осуществляется ручной
червячной лебедкой,
установленной на другом
конце рамы. Запасовка
грузового каната такая же,
как и на обычных башенных
кранах с грузовой тележкой
и горизонтальной стрелой.
Кран
оборудован следующими
автоматически
действующими
ограничителями:
передвижения крана по
рельсовым путям,
передвижения грузовой
тележки по монорельсу
стрелы, высоты подъема
крюка, угла поворота крана
и подъема опорной пяты.
ограничители -
электрические,
выключающие
электродвигатели
соответствующих
механизмов крана при
переходе ими предельных
точек.
Питание крана
электроэнергией
осуществляется при помощи
гибкого трехжильного
кабеля. Система управления
крана позволяет
производить замедленный
спуск грузов за счет
включения по схеме
противотока.
Управление краном может
производится с любого из
двух постов управления: из
верхней кабины,
расположенной на головной
части колонны, и нижней,
находящейся на передней
части поворотной
платформы. Управление
краном кнопочное.
Кран оборудован также
дистанционным
управлением. Выносной
кнопочный пульт,
соединенный с краном
длинным многожильным
кабелем, дает возможность
управлять работой его
механизмов с расстояния 5 -
6 м. Дистанционное
управление необходимо при
передвижении крана по
грунту своим ходом в
сложенном состоянии или
при складывании его, когда
управлении из кабин
невозможно.
Передвижение
крана с перекладкой
инвентарного рельсового
звена
Для
передвижения крана на
расстояние, превышающее
длину инвентарного
рельсового звена, его пяту
опускают на грунт, кран
приподнимается, и ходовые
тележки с подвешенными к
ним инвентарными рельсами
отрываются от земли. затем
механизм подъема и
опускания пяты
затормаживается и
включается ходовой
механизм крана.
С помощью ходового
механизма инвентарные
рельсы, связанные тросами
с барабанами ходовых
тележек, при вращении
последних продвигаются по
направлению движения
крана. После этого
инвентарное рельсовое
звено опускают на грунт,
кран ходовыми тележками
становится на рельсы и
пяту приподнимают, отрывая
ее от земли. Затем
включается ходовой
механизм и кран
передвигается на тележках
в пределах рельсового
звена, после чего цикл
повторяется. Так можно
перемещать кран в рабочем
положении (без груза).
Если нужно изменить
направление движения
крана, в то время, когда он
опирается на пяту,
приводят в действие
поворотный механизм и
устанавливают ходовую
часть крана с инвентарными
рельсами в заданном
направлении.
Складывание
крана
Разматывая
трос стреловой лебедки,
стрелу переводят из
горизонтального в
наклонное положение, а
колонну и противовес
освобождают от креплений к
поворотной платформе.
Затем
одновременной работой
барабанов подъема стрелы и
монтажных, а также
барабанов перемещения
противовесов верхняя
секция колонны
втягивается в нижнюю, и
колонна со стрелой
последовательно принимает
сперва наклонное, потом
горизонтальное положение,
а противовес перемещается
к центру платформы. При
этом подкос колонны
опускается на поворотную
платформу над грузовой
лебедкой в промежутке
между противовесами, на
него ложится колонна и
стрела, опирающаяся
концевой частью на опоры
монтажных стоек. В таком
виде кран может
перемещаться по
территории строительной
площадки или погружаться
на транспортные средства.
Кран в
сложенном положении |
Погрузка
крана на транспортные
средства
По
грунтовым и шоссейным
дорогам кран в сложенном
виде можно перевозить на
двух прицепах-тяжеловозах
грузоподъемностью 40 т
трактором С-80. При погрузке
крана на прицеп
инвентарные рельсы
освобождаются от
удерживающих их захватов,
приводится в действие
механизм подъема и
опускания пяты и, когда
кран, опираясь на пяту,
приподнимается, под
выдвинутую вперед его
ходовую раму подводится
прицеп-тяжеловоз.
При транспортировании
крана по железным дорогам
его перевозят на двух
платформах: четырехосной
грузоподъемностью 60 т
и двухосной
грузоподъемностью 20 т,
служащей платформой
прикрытия.
На платформу кран
погружается также
собственными механизмами.
Кран на
железнодорожной
платформе |
При
эксплуатации кран
обслуживается одним
рабочим - крановым
машинистом.
Автор
сайта будет
признателен за любую
информацию и за
фотографии этого
крана. E-mail: Techstory@mail.ru |
Copyright ©
2002-2010 TechStory.ru
|
Главная
|