Общие
сведения о стреловых
кранах:
Принципиальные
конструктивные схемы
кранов, их параметры |
В стреловых
кранах различают две
основные части -
неповоротную и поворотную.
Неповоротная часть 1
включает в себя ходовую
раму и ходовое устройство.
Эта часть представляет
собой основную опору,
обеспечивающую устойчивое
положение крана и
возможность его
перемещения по основанию
своим ходом.
У кранов с индивидуальным
приводом на раме ходового
устройства расположен
механизм передвижения
крана вместе с приводом.
Неповоротная часть
гусеничных кранов
выполнена в виде
гусеничных тележек,
пневмоколесных - в виде
специальных тележек на
колесах с пневматическими
баллонами.
Поворотная часть 3
крана включает в себя
сварную раму, на которой
смонтирована силовая
установка, грузовая и
стреловая лебедки,
механизмы поворота и
передвижения (у кранов с
одномоторным приводом). На
поворотной раме находится
двуногая стойка, к которой
канатами прикреплена
головная часть рабочего
оборудования (стрелы,
башни). Основание рабочего
оборудования с помощью
шарниров крепят
непосредственно к раме
поворотной платформы. На
поворотной раме
расположена кабина
машиниста с пультом
управления. Поворотная
рама с помощью
опорно-поворотного
устройства, выполненного в
виде шарикового или
роликового круга,
опирается на раму ходового
устройства крана. Такая
конструкция соединения
поворотной рамы с ходовым
устройством дает
возможность рабочему
оборудованию вращаться
вокруг вертикальной оси
крана в любую сторону и на
любой угол.
Стреловое оборудование
крана может быть выполнено
в виде основной стрелы 5,
башенно-стрелового
оборудования или
стрелового оборудования с
гуськом 6,
выдвижной стрелы. Оголовок
стрелы поддерживается
канатно-блочным
устройством (полиспастом).
Стрела оснащена стреловым
полиспастом 8 и
грузозахватным
устройством в виде крюка 7
для подъема штучных грузов
или грейфера для подъема
сыпучих и кусковых
материалов.
Привод 4 на
гусеничных и
пневмоколесных кранах
может быть одно- и
многомоторным. В первом
случае используют дизель,
во втором -
дизель-электрические
установки; от них
приводятся в движение все
механизмы крана.
На кранах с
дизель-электрическими
установками каждый
механизм приводится в
движение от
индивидуального
электродвигателя; при
одномоторном приводе все
механизмы получают
движение от общего
двигателя через систему
промежуточных передач.
Грузовая лебедка служит
для подъема и опускания
груза, стреловая - для
подъема и опускания
стрелы. Механизм поворота
крана предназначен для
вращения поворотной рамы в
любую сторону.
|
|
1, 3
- неповоротная и
поворотная части, 2
- противовес, 4
- привод, 5 -
основная стрела, 6
- гусек, 7 -
крюк, 8 -
стреловой полиспат |
Основные
технические данные,
характеризующие краны,
называются параметрами.
В зависимости от этих
параметров определяют
возможность использования
крана в тех или иных
производственных
условиях. К основным
параметрам строительных
кранов относятся их
грузоподъемность, длина
стрелы, вылет и высота
подъема крюка, колея и база
крана, грузовой момент,
наибольший радиус
поворотной рамы, скорость
подъема и опускания груза,
скорость поворота (частота
вращения), скорость
передвижения крана,
мощность силовой
установки,
производительность,
рабочая и конструктивная
массы крана.
Грузоподъемностью крана
Q называется
грузоподъемная сила или
вес (сила тяжести),
измеряемые в кН или т,
наибольшего допускаемого
для заданного вылета
груза, который может быть
поднят краном при
сохранении необходимого
запаса устойчивости и
прочности его конструкции.
У пневмоколесных и
гусеничных кранов
грузоподъемность меняется
в зависимости от вылета
крюка; наибольшая
грузоподъемность
соответствует наименьшим
вылету крюка и длине
стрелы; по мере увеличения
вылета крюка
грузоподъемность крана
уменьшается.
Грузоподъемность на
наименьшем вылете крюка
называется номинальной,
она превышает
грузоподъемность на
наибольшем вылете в
несколько раз. В паспорт
крана вписывают
наибольшую его
грузоподъемность при
стандартной основной
стреле; грузоподъемность
является его параметром.
Длиной стрелы l,
м, называют расстояние
между центрами оси пяты
стрелы и оси головных
блоков. Этот параметр
самостоятельного значения
не имеет. От длины стрелы
зависит высота подъема
груза и дальность
перемещения его по
горизонтали.
Вылетом L,
м, называется
расстояние от оси вращения
поворотной части крана до
центра зева крюка. Этим
параметром определяется
дальность подачи груза с
помощью крана по
горизонтали.
Колеей К,
крана называется
расстояние между
продольными осями,
проходящими через
середины опорных
поверхностей ходового
устройства. У кранов на
специальном шасси ширина
колеи передних колес
меньше ширины колеи
задних.
Базой В
колесного крана
называется расстояние
между вертикальными осями
передних и задних ходовых
тележек или колес; базой
гусеничного крана В1
называется расстояние
между вертикальными осями
передних и задних колес
или катков ходового
устройства, участвующих в
передаче нагрузок на
грунт. Параметрами «колея»
и «база крана»
определяются
эксплуатационные качества
крана, в том числе
приближение его к бровке
котлована или траншее,
ширина проезжей части
крана в стесненных
условиях, радиус поворота
крана, устойчивость и ряд
других.
Радиусом поворотной
части называется
расстояние, м, между осью
вращения крана и наиболее
удаленной от оси точкой
платформы; этот показатель
определяет возможность
приближения крана к
сооружениям.
Номинальным грузовым
моментом М
крана называется
произведение его
номинальной
грузоподъемности,
выраженной в тоннах, на
вылет крюка в метрах,
соответствующий этой
грузоподъемности;
размерность грузового
момента - тонна-метр (т-м).
Как следует из
определения, данный
параметр является
производным от
грузоподъемности крана и
вылета крюка; этот
параметр с достаточной
полнотой характеризует
грузовые возможности
крана и его используют при
оценке экономической
эффективности крана.
Высотой подъема крюка Н
при данном вылете
называется расстояние от
уровня стоянки крана до
центра зева крюка,
находящегося в верхнем
(высшем) рабочем положении.
Этим параметром
определяется высота
подъема груза, т. е.
возможность использования
крана при строительстве
зданий и сооружений
определенной высоты.
Углом поворота
поворотной части крана
называется наибольший
угол, на который она
способна поворачиваться
вокруг вертикальной оси
крана. Краны делятся на
полноповоротные с углом
поворота стрелы 360° и
неполноповоротные с углом
поворота меньше 360°. Все
отечественные
пневмоколесные и
гусеничные краны являются
полноповоротными.
Скоростью подъема или
опускания груза, м/мин,
называется скорость
вертикального перемещения
груза, т. е. путь, который
проходит груз по вертикали
в единицу времени.
Скоростью поворота
(частотой вращения), об/мин,
называется угловая
скорость вращения
поворотной части крана.
Скоростью передвижения
крана, м/мин, называется
рабочая скорость
передвижения крана по
строительной площадке.
Различают транспортную
и рабочую скорости
передвижения.
Транспортной скоростью
передвижения крана
называется скорость
передвижения крана в
транспортном положении,
обеспечиваемая его
собственным приводом.
Рабочей скоростью
передвижения крана
называется скорость
передвижения крана в
рабочем положении с
подвешенным грузом,
обеспечиваемая его
собственным приводом.
Скоростями рабочих
движений: подъема и
опускания груза, вращения
поворотной рамы и
передвижения крана -
определяется основной
эксплуатационный параметр
крана -
производительность;
вместе с тем отдельные
скорости рабочих движений
имеют и самостоятельное
значение. Так, на монтаже
конструкций весьма важно
знать, имеет ли кран
скорость посадки -
скорость опускания
монтируемой конструкции,
не превышающую 5 м/мин. Если
краном не обеспечивается
скорость посадки,
применение его на
монтажных работах
затрудняется из-за
сложности наводки
монтируемых элементов и
установки их в проектное
положение. Это относится и
к частоте вращения
поворотной рамы. Линейная
скорость вращения
монтируемой конструкции
не должна превышать 1 - 1,5
м/с. Исходя из этого
параметра, устанавливают
минимальную частоту
вращения поворотной рамы.
Мощностью силовой
установки называется
мощность установленного
на кране главного
(основного) двигателя.
Наряду с мощностью
главного двигателя в
характеристике крана
указывается общая
мощность всех
установленных на кране
двигателей. Мощность
двигателей внутреннего
сгорания, в том числе
дизеля, измеряют в
лошадиных силах (л.с.),
мощность
электродвигателей - в
киловаттах (кВт).
Знание мощности
двигателей и степени их
загрузки дает возможность
определять необходимую
для работы крана мощность
источника энергии и расход
горючего.
Производительностью
крана называется
количество грузов и
конструкций, перемещаемых
или монтируемых краном в
единицу времени.
Производительность
измеряется тоннами в час
(т/ч) или тоннами в смену
(т/смену). В строительстве
производительность крана
измеряют также
количеством циклов,
совершаемых краном в
единицу времени. По этому
параметру определяют
количество кранов,
необходимых для
выполнения заданного
объема работ в требуемые
сроки.
Производительность кранов
зависит от их конструкции
и условий работы.
Конструктивные факторы
являются для данного крана
постоянными; условия
работы изменяются в
широких пределах, поэтому
производительность крана
является переменным
параметром. Обычно,
указывая
производительность крана,
имеют в виду среднее
значение данного
параметра.
Различают рабочую и
конструктивную массу
крана.
Рабочая масса крана
определяется массой крана
со стреловым
оборудованием,
противовесом и полной
заправкой.
Конструктивная масса
крана - сухая масса
крана (без заправки) с
основной стрелой и
противовесом.
Противовесом называются
дополнительные грузы,
закрепленные на
поворотной части крана для
уравновешивания его во
время работы. В качестве
противовеса, как правило,
используют чугунные
отливки.
В технической
характеристике указывают
конструктивную и рабочую
массу крана.
Автор
сайта будет
признателен за любую
информацию. E-mail: Techstory@mail.ru |
Copyright ©
2002-2010 TechStory.ru
|
Главная
|