Универсальный
одноковшовый
гидравлический
экскаватор на
гусеничном ходу
тракторного типа
ЭО-4124ХЛ предназначен
для разработки
карьеров, котлованов,
траншей и каналов в
грунтах I - IV категорий
и предварительно
разрыхленных скальных
и мерзлых грунтах, а
также для погрузки
грунта и сыпучих
материалов при
температуре воздуха
до -60°С. Для
предварительного
рыхления мерзлого
грунта прочностью до С
= 150 в карьерах и
котлованах экскаватор
снабжен рыхлительным
рабочим органом
статического действия
(зубом - рыхлителем), а
более прочного грунта
- рыхлительным рабочим
оборудованием с
гидромолотом.
Экскаватор ЭО-4124ХЛ
создан на базе
серийной машины ЭО-4124,
но в его конструкцию
внесен ряд
усовершенствований,
обеспечивающих его
нормальную
эксплуатацию в
условиях холодного
климата.
Так, введен
одновременный
разогрев блока дизеля,
блока пускового
двигателя и
аккумуляторной
батареи от
подогревателя ПЖБ-300;
осуществлено
раздельное питание
пускового двигателя и
подогревателя ПЖБ-300;
увеличена до 500 л
емкость топливного
бака, а насос «Родник»
и заправочная
горловина основного
бака вынесена на
правый трап.
Ходовая рама снабжена
приварными
кронштейнами,
предотвращающими
спадание гусеничных
лент; опорные и
поддерживающие катки,
натяжные колеса и
редукторы хода имеют
двухконусные
резинометаллические
уплотнения; введен
телескопический
гидроцилиндр
механизма натяжения
гусеничных лент,
обеспечивающий
заданное натяжение в
течение всего срока
службы экскаватора
без дополнительных
регулировок; для
предохранения узлов
привода хода от
случайных повреждений
введено ограждение
гидромоторов хода и
гидроразводки.
На поворотной
платформе установлен
противовес новой
конструкции с
усиленным креплением;
капоты имеют
каркасную
конструкцию, для
обеспечения
необходимого
теплового режима
дизеля и гидросистемы
они облицованы
полиуретановым
поропластом и
древесноволокнистой
плитой; нижние части
бортов платформы -
открывающиеся, в
открытом положении
они используются как
площадки для
обслуживания
экскаватора.
Кабина облицована
изнутри
полиуретановым
поропластом и
искусственной кожей
для
тепло-шумоизоляции; в
ней установлена новая
электропечь мощностью
3 кВт,
термоэлементы которой
обдуваются
вентилятором, имеется
переключающее
устройство для забора
воздуха из кабины или
снаружи; размещено
дополнительное
сиденье помощника
машиниста, в связи с
чем увеличены размеры
кабины; предусмотрена
возможность установки
радиопереговорного
устройства.
Гидропривод имеет
повышенное до 25 МПа
давление, что
обеспечило
эффективное
использование
экскаватора при
разработке прочных
грунтов.Техническая
характеристика
экскаватора ЭО-4124ХЛ
Мощность
двигателя, кВт |
95,6 |
Преодолеваемый
уклон, град |
26 |
Наибольшая
скорость
передвижения, км/ч |
2,5 |
Среднее
давление на грунт,
МПа |
0,0625 |
Габаритные
размеры в
транспортном
положении, мм: |
|
..длина |
6800 |
..ширина |
3000 |
..высота |
3060 |
Масса
эксплуатационная
с оборудованием
обратной лопаты, т |
25,5 |
Прямая
лопата
Емкость
ковша, м3 |
1 |
Наибольший
радиус копания, м |
7,1 |
Наибольшая
высота копания, м |
7,45 |
Наибольший
радиус выгрузки, м |
4,6 |
Наибольшая
высота выгрузки, м |
5 |
Наибольшее
усилие на кромке
ковша, кН |
96,5 |
Продолжительность
рабочего цикла, с |
16 |
Обратная
лопата
Емкость
ковша, м3 |
0,65 - 1 |
Наибольшая
глубина копания, м |
6 |
Наибольший
радиус копания на
уровне стоянки, м |
9,4 |
Наибольшая
высота выгрузки в
транспорт, м |
5,06 |
Наибольшее
усилие копания,
кН |
140 |
Продолжительность
рабочего цикла, с |
19 |
Зуб-рыхлитель
Наибольший
радиус рыхления, м |
9,1 |
Наибольшее
усилие на режущей
кромке однозубого
рыхлителя, кН |
181 |
Гидромолот
СП-62ХЛ с моноблочной
стрелой
Радиус
рыхления на
уровне стоянки, м3 |
5,9 - 8,2 |
Наибольшая
глубина
разработки, м |
7,2 |
Наибольшая
высота
разработки, м |
3,1 |
Радиус
рыхления при
наибольшей высоте
разработки, м |
5 |
Энергия
удара, Н - м |
9000 |
Частота
ударов в минуту |
160 + - 30 |
Техническая
производительность
экскаватора,
оборудованного
обратной лопатой, при
разработке
смерзшегося песчаника
с прослойками мерзлой
глины прочностью до С =
50 - 75 с поворотом на 90°
и разгрузкой в отвал
составила 184,2 м3ч,
а оборудованного
прямой лопатой - 173,3 м3/ч.
Высокие
технико-экономические
показатели работы
опытного образца
экскаватора были
получены за весь
период испытаний.
Технико-экономические
показатели работы
экскаватора ЭО-4124ХЛ
с ковшом обратной
(прямой) лопаты
емкостью 1 м3
Коэффициент
технического
обслуживания |
0,863 |
0,925 |
Производительность,
м3/ч: |
|
|
..за 1
ч общего времени |
129,8 |
145,7 |
..за 1
ч полезного
времени |
150,4 |
157,5 |
..за 1
ч чистого времени |
175,1 |
178,5 |
Эксплуатационная
производительность,
м3/ч |
151,1 |
165,1 |
Оперативная
трудоемкость
ежесменного
технического
обслуживания,
чел.-ч |
0,716 |
0,428 |
Удельная
оперативная
трудоемкость
технических
обслуживании ТО-1
и ТО-2 за цикл
обслуживания, чел.-ч/моточас |
0,098 |
0,06 |
Коэффициент
технического
использования |
0,863 |
0,925 |
Коэффициент
готовности |
0,983 |
0,94 |
При
испытании машины
гусеничный ход
тракторного типа с
грунтозацепами и
автоматически
управляемыми
дисковыми тормозами с
высоким значением
суммарного тягового
усилия, равного 150 кН,
обеспечил
проходимость и
маневренность
экскаватора в
условиях бездорожья и
сложнопересеченной
местности с
преодолением уклонов
до 26°. Система
электроотопления и
вентиляции кабины
машиниста через 45-50 мин.
работы экскаватора
обеспечивала
температуру на уровне
сиденья 14°С, перепад
температур по высоте
кабины не более 6°С и
воздухообмен в кабине,
равный 40 м3/ч.
Система подогрева
дизеля работала
удовлетворительно.
Прогрев дизеля,
пускового двигателя и
аккумуляторов
осуществлялся за 5 - 9 мин.
при температуре
воздуха до минус 36°С и
за 17 - 22 мин. при
минус 40 - 47°С. При
температуре воздуха
ниже минус 36°С для
работы предпускового
подогревателя
использовались
дополнительные
аккумуляторные
батареи.
Испытания показали,
что наличие
предпускового
подогревателя,
устройств для
обогрева
аккумуляторных
батарей и подогрева
рабочей жидкости,
мощного отопителя
кабины,
теплошумоизолированной
герметизированной
кабины с
дополнительным
сиденьем, удобная
компоновка машины,
откидывающиеся трапы
позволили сделать
комфортными условия
работы машиниста и
обслуживания
экскаватора.
Повышенное до 25 МПа
давление в
гидроприводе, наличие
гусеничного хода
тракторного типа,
моноблочной стрелы
обратной лопаты
повысили
эксплуатационные
показатели
экскаватора,
обеспечили высокие
тяговые свойства
ходовой части и
надежность всей
машины.
Высокой оценки
заслуживает эстетика
внешних форм
экскаватора.
По показателям
технического уровня и
качества экскаватор
соответствует лучшим
отечественным и
зарубежным образцам.
Эффективность новой
машины может быть выше
при условии
обеспечения ее более
мощными
аккумуляторными
батареями и
необходимой
контрольно-измерительной
и диагностической
аппаратурой.
Канд.
техн. наук Н. И.
ГАВРИЛОВ, инж. Г. А.
НЕМЧИНОВ (Ковровский
экскаваторный завод),
кандидаты техн. наук Ю.
А. БРАЙКОВСКИЙ и А. И.
ХОРОШ (НПО
«ВНИИстройдормаш»)
|