Родоначальником
экскаваторов серии ТЭ
является корчевальная
машина ВКМ-2 со сменным
рабочим оборудованием
обратной лопаты,
проект которой
разработан Всесоюзным
научно-исследовательским
институтом
механизации торфяной
промышленности (ВИМТ)
в 1939 г. Экскаватор
торфяной ТЭ-1 спроектирован
Всесоюзным
научно-исследовательским
институтом торфяной
промышленности
(ВНИИТП); опытный
образец изготовлен в
1941 г.
Экскаватор
торфяной ТЭ-2
универсальный
полноповоротный
одноковшовый на
специальном широком
гусеничном ходу,
обеспечивающем
пониженное удельное
давление на грунт (0,16 кг/см2).
Предназначается
главным образом для
работы на торфе, для
копки картовых канав
при осушении торфяных
залежей, для копки и
очистки магистральных
и валовых канав.
Механизмы и
оборудование на
поворотной платформе
расположены таким
образом, что центр
тяжести в
транспортном
положении совпадает с
центром опорной
поверхности
гусеничного хода, чем
достигается
равномерное
распределение
давления на грунт при
передвижении машины.
Экскаватор
ТЭ-2 с обратной
лопаты |
Экскаватор
ТЭ-2 с драглайном |
Гусеничный
ход экскаватора
многоопорный, с
жесткой подвеской
опорных катков.
Гусеничные рамы имеют
коробчатое сечение и
делаются сварными из
листового железа.
Траки гусениц, так же
как и звенья,
штампованные. Общая
опорная поверхность
гусениц 14,8 м2.
Максимальное давление
на кромки гусеницы при
экскавации составляет
0,22 кг/см2.
Ввиду большой длины
гусениц,
препятствующей
нормальной работе
стрел с оборудованием
прямой и обратной
лопатами и
корчевателем, осевые
шарниры стрел
вынесены вперед от оси
вращения экскаватора
за счет применения
поворотной выносной
опорной рамы. Такая
система позволяет
приспособить к
существующим условиям
работы любое из видов
сменного
оборудования.
Сменным рабочим
оборудованием
экскаватора являются:
прямая и обратная
лопаты, драглайн,
корчевальное
приспособление и
оборудование по
сводке леса.
Экскаватор снабжен
стрелой коробчатого
сечения для работы с
прямой и обратной
лопатами и
корчевателем. Емкость
прямоугольного ковша
обратной лопаты 0,4 и 0,5 м3,
драглайна 0,35 м3 и
ковша прямой лопаты 0,35
м3. Длина стрелы
обратной лопаты 5,5 м,
драглайна - 10,5 и 12 м.
Механизмы
приводятся в движение
от дизельного
двигателя Д-54
мощностью 54 л.с.
или электродвигателя
мощностью 42 квт
через редуктор.
Управление всеми
механизмами
производится одним
человеком.
Обслуживающий
персонал состоит из
двух человек -
машиниста и смазчика.
При корчевке пней на
торфяных почвах
применяют экскаватор
ТЭ-2 со сменным рабочим
органом - корчевальным
захватом, который
состоит из подвижного
и неподвижного клыков,
укрепленных на стреле
экскаватора. При
корчевании пней клыки,
раздвинутые на
необходимую величину,
опускаются на пень и
захватывают его, а
затем усилием
тягового и подъемного
канатов пень
вырывается из грунта.
Машинист, повернув
платформу экскаватора
к месту разгрузки,
освобождает тяговый
канат, при этом клыки
расходятся и пень
падает на землю.
Для механизации
погрузочно-транспортных
работ при подготовке
торфяных
месторождений ВНИИТП
было разработано
крановое оборудование
к экскаватору ТЭ-2 с
грейфером для
древесины.
Экскаватор
торфяной ТЭ-2м
модернизированный, предназначен
для создания
котлованов,
обвалований и
отводящих траншей на
заболоченных участках
и на слабых грунтах.
Экскаватор
полноповоротный, на
специальном
уширенно-удлиненном
гусеничном ходу.
Основное рабочее
оборудование
экскаватора - обратная
и прямая лопаты с
ковшами
емкостью 0,4 м3.
Дополнительное
сменное оборудование -
драглайн, грейфер и
кран;
специальное -
корчеватель и скрепер. В
экскаваторе ТЭ-2м
применен
дополнительный реверс
ходового механизма,
который облегчает
управление им.
Привод
механизмов
экскаватора ТЭ-2м
осуществлен от
двигателя СМД-14Б
мощностью 60 л.с.
К экскаватору ТЭ-2м
выпускалось сменное
навесное оборудование
ДМК-1 для рытья новых и
углубления старых
канав глубиной до 2 м
(за два прохода) с
приводом от
электродвигателя
АК-92-4.
На базе
экскаватора ТЭ-2м
выпускалась машина
для сводки леса ЭСЛ-3
конструкции ВНИИТП,
прошедшая
производственные
испытания в 1952 г.,
предназначенная для
сводки леса и
лесоочистки от
нетоварных насаждений
торфяных болот. Машина
представляет собой
торфяной экскаватор с
рабочим органом в виде
горизонтальной фрезы
диаметром 1500 мм, с
откладчиком для
укладки в валы
срезанного леса
(стволов диаметром до
250 мм). При
срезании леса стрела
экскаватора с
вращающейся фрезой
совершает
возвратно-поворотные
движения на 180°,
образуя в чаще проход
шириной в 13 м. При
этом экскаватор
периодически
передвигается вперёд
на 1,5 м; рабочая
скорость передвижения
0,7 км/час. Привод
фрезы от основного
двигателя базового
экскаватора.
С 1958 г.
машина ЭСЛ-3
выпускалась под
маркой ЭТУ-0,75.
Впоследствии, в
качестве базовых
машин применялись
экскаваторы ТЭ-3,
ТЭ-3м.
Экскаваторы
ТЭ-2 и ТЭ-2м выпускались
ивановским
предприятием
"Ивторфмаш" с 1945 и
1951 гг. соответственно.
В 1939 году был
создан проект
сменного рабочего
оборудования –
обратная лопата,
которая
монтировалась на
корчевальную машину
ВКМ-2 (рис. 53).
Данная машина явилась
родоначальником
специальной серии
одноковшовых торфяных
экскаваторов: ТЭ-1 (1941 г.),
ТЭ-2 (1942 г.), ТЭ-2М (1951 г.),
ТЭ-3 (1960 г.), (рис. 54), ТЭ-3М
(1967г.), МТП-71 (1971 г.).
Внедрение экскаватора
ТЭ-2 оказало большое
влияние на
механизацию осушения
и
подготовки торфяных
полей.
С применением этого
экскаватора
осуществлялись
регулирование
водоприемников, рытье
осушительной сети и
другие работы.
В более поздние годы
на базе экскаватора ТЭ-2М
была создана машина
для сводки леса
ЭТУ-0,75.
|