Навесное
скреперное
оборудование и
канатно-скреперные
установки
предназначены для
очистки и углубки дна
водоемов и рек, рытья
котлованов, добычи
полезных ископаемых,
проходки канав и
траншей. При
использовании
соответствующего типа
скрепера может
применятся: для
очистки и углубления
дна рек и водоемов
(различного вида
отстойников) шириной
до 100 м (без
предварительного
спуска воды) с прямой
погрузкой грунта в
транспортное средство
или со складированием
на берегах и
последующей уборкой;
для рытья котлованов
глубиной до 10 м и
более и добычи
полезных ископаемых с
погрузкой горной
массы в транспортное
средство или с подачей
на обогатительную
установку; для
проходки канав и
траншей шириной от 0,9 м
и более и глубиной до 10
м.
Навесное скреперное
оборудование
позволяет вести
вышеуказанные работы
с меньшими затратами
средств и нарушениями
экологии и на участках
местности с
недопустимыми углами
наклона, где
применение бульдозера
или экскаватора
невозможно без
проведения
подготовительных
работ, а также на
участках сильно
залесенных или топких.
Самоходная
канатно-скреперная
установка
предназначена для
рытья траншей на
болотах,
строительстве
переходов через
небольшие реки и
водоемы, а также в
горной местности на
уклонах более 20°.
Установка КСУ-1 состоит
из тягача (трактор Т-100),
двухбарабанной
лебедки (Л51),
смонтированной на
заднем мосту и
прицепном устройстве
трактора, комплекта
скреперных ковшей и
якорного
приспособления с
блоком. В качестве
такого приспособления
могут применяться
крюковой анкер,
прилагаемый к
установке, закопанные
в грунт или уложенные
поперек траншеи
бревна, или трубы, а
также трактор. Для
пневматического
управления включением
барабанов и тормозов
лебедки на дизеле
трактора установлен
компрессор автомобиля
ЗИЛ-164 с приводом от
шкива тракторного
вентилятора. При
работе трактор с
лебедкой
располагается по одну
сторону заболоченной
зоны (или водоема), а
якорь устраивают на
другой ее стороне. На
якоре имеется обойма с
неподвижным блоком,
через который
пропускают канат.
Канатов два. Каждый из
них крепится одним
концом к своему
барабану лебедки, а
вторым - к ковшу.
Канатно-скреперная
установка КСУ-180 на
базе трактора Т-100МБГП
Канат,
прикрепленный к
передней части ковша,
называется тяговым, а
к задней - холостым.
Как правило, тяговый
канат непосредственно
соединен с барабаном
лебедки и подтягивает
ковш к трактору, а
холостой сначала
перекинут через
неподвижный блок
якоря, а потом идет на
барабан и подтягивает
ковш к якорю.
Попеременно включая
барабаны лебедки на
наматывание и
сматывание каната,
перемещают ковш к
трактору - рабочий ход
(скреперование) или к
якорю - холостой ход.
Ковши, которыми
снабжается установка,
- волокушного типа. Они
отличаются от ковшей
других типов тем, что
не имеют дна. Это
необходимо для
разгрузки ковша в
начале холостого хода
без его подъема и
опрокидывания.
Нижняя режущая кромка
ковша снабжена
зубьями, которые
предназначены для
разрушения (резания)
грунта. В задней части
ковша сверху имеется
стойка с роликами,
между которыми
проходит холостой
канат. Ролики
предохраняют канат от
трения о ковш, снижая
тем самым его износ и
уменьшая возникающее
при этом
дополнительное
сопротивление
перемещению ковша.
Внизу задней части
ковша иногда делают
откидной зуб, служащий
для рыхления грунта во
время холостого хода.
В процессе рабочего
хода ковш врезается
зубьями в грунт,
разрушает его,
перемещаясь вперед,
наполняется
разрушенным грунтом и
транспортирует его к
трактору (подобно
отвалу бульдозера). На
некотором расстоянии
от трактора ковш
останавливается и
начинает перемещаться
назад - холостой ход.
При этом он
опорожняется от
грунта, который
остается перед
трактором. По мере
накопления грунт
периодически
сдвигается в сторону
бульдозером. В
результате таких
перемещений ковша
вдоль траектории его
движения постепенно
образуется траншея.
Для того чтобы при
работе канатно-скреперных
установок
использовать холостой
ход ковшей в качестве
рабочего, иногда
применяют два ковша,
скрепленные друг с
другом своей задней
частью. Тогда оба
ковша работают
попеременно: когда у
одного из них рабочий
ход - у другого
холостой, и наоборот.
Схема
работы канатно-скреперной
установки: вверху – с
одним ковшом; внизу –
с двумя ковшами
Канатно-скреперные
установки просты,
дешевы, удобны в
транспортировке, но
обладают малой
производительностью и
неспособны
разрабатывать плотные
и мерзлые грунты.
Однако, применение
оптимизированного
зонтичного
скрепера-струга с
двумя рядами сменных
зубьев-скалывателей
позволяет эффективно
вести работы в
нескальных и скальных
трещиноватых породах
до VII категории по
буримости.
Оборудование
позволяет
эксплуатировать
бульдозер в
стационарном стоянии.
При этом происходит
только износ зубьев
скреперного ковша.
Минимальный износ
ходовой части
базового трактора
позволяет его
эксплуатировать в
течении 8-10 сезонов без
капитального ремонта
ходовой части.
Канатно-скреперные
передвижные установки
получили ограниченное
применение.
Еще
одним примером
канатно-скреперных
установок может
служить скреперные
лебедки ЛС-302 и ЛС1001.
Эти лебедки
предназначены для
исполнения в качестве
тягового средства при
скрепировании траншей
и протаскивания
трубопроводов при
строительстве
переходов через
водные преграды.
Лебёдки ЛС302 и ЛС1001
состоят из силовой
установки,
трансмиссии и двух
барабанов, которые
смонтированы на общей
раме, а у ЛС1001 - на
прицепе-тяжеловозе.
Управление лебедкой
осуществляется из
кабины или с выносного
пульта (у ЛС1001).
Радиально-скреперная
установка На
складах сыпучих
грузов, допускающих
размельчение и
дробление кусков, для
механизации работ
часто применяются
скреперные установки,
относящиеся к
установкам
периодического
действия, у которых
рабочий орган -
скрепер, внедряясь в
массу груза,
перемещает его путем
волочения. Такие
установки изготовляют
обычно
производительностью 50
- 100 т/час, хотя
имеются установки
производительностью
600 т/час и более.
Груз перемещается на
расстояние в среднем 60
- 70 м, а в
отдельных случаях до
100 - 150 м.
В химической
промышленности
скреперные установки
применяются на
открытых и закрытых
складах сырья (фосфатное
сырье), угля, золы и
готовых продуктов, а
также могут широко
использоваться на
отвалах колчеданного
огарка и на
разработках фосфорита.
Схема
скреперной установки
с передвижной
хвостовой башней (радиально-скреперная
установка)
Скреперами
сыпучий груз
распределяется по
всей площади склада из
начального штабеля,
который создается с
помощью ленточных
конвейеров,
элеваторов, скиповых
подъемников и
подвесных дорог, а
также при разгрузке
вагонов на эстакадах.
Скреперная установка (см.схему)
состоит из ковша (скрепера)
1; двухбарабанной
скреперной лебедки
(ЛУ-15) 2; головной
стойки (станции) с
направляющими блоками
3, хвостовых блоков,
укрепленных на
хвостовой башне (станции)
4, передвигающейся по
путям склада 5;
холостой ветви 6 и
рабочей ветви 7 каната.
Работа скреперной
установки при выдаче
груза из склада
заключается в
следующем. Рабочая
ветвь каната 7
направлена от лебедки
2 через головную
стойку с блоками 3 к
скреперу 1. При
включении рабочего
барабана лебедки
скрепер получает
движение в рабочем
направлении и,
двигаясь открытой
стороной вперед,
врезается в груз,
захватывая и
передвигая его до
конечного пункта (обычно
приемный бункер около
головной стойки).
При выключении
рабочего барабана и
включении холостого
скрепер движется в
обратном направлении
без груза. Передвигая
хвостовую башню, можно
полностью разгрузить
всю территорию склада.
Для загрузки склада
скрепер переключается
на обратное движение,
для чего подводится к
головной стойке, где
производится его
перепряжка (перецепка
канатов). При этом
рабочий канат
направляется от
лебедки через
головную стойку и
блоки передвижной
хвостовой башни к
скреперу, а холостой -
от лебедки через
головную стойку к
скреперу. Постепенным
натяжением канатов
скрепер
поворачивается на 180°.
При включении
рабочего барабана
скрепер зачерпывает
груз из первичного
штабеля и
распределяет его по
складу.
Для скреперной
лебедки и поста
управления
сооружается
специальное небольшое
здание, причем лебедка
с электродвигателем
устанавливается в
первом этаже, а пост
управления для
обеспечения лучшего
обзора склада
выносится на второй
этаж. В последнее
время кабина для
машиниста
устанавливается на
головной стойке.
В химической
промышленности широко
применяются
передвижные
скреперные установки,
характеризующиеся
движением скрепера
между двумя точками,
перемещающимися по
двум параллельным
линиям. В этом случае
лебедка
устанавливается на
тележке,
передвигающейся по
рельсовому пути.
Установки с
передвижными
скреперными лебедками
применяются в складах
фосфатного сырья (апатитовый
концентрат,
фосфоритная мука).
Скреперные установки
отличаются простотой
устройства и могут
работать в тяжелых
условиях с достаточно
высокой
производительностью.
Небольшие капитальные
затраты быстро
окупаются вследствие
резкого снижения
трудоемкости работ. К
числу недостатков
скреперных установок
можно отнести большой
расход энергии,
повышенный износ
канатов из-за трения о
груз, а также
некоторое дробление
грузов при их
перемещении.
Скреперный
погрузчик На ряде
предприятий
химической
промышленности для
погрузки угля,
колчедана и других
сыпучих грузов из
открытых складов на
платформы, в
полувагоны или
вагонетки
используются
передвижные
скреперные погрузчики.
Тележка 1
погрузчика (см.схему)
передвигается по
колее железной дороги
и при помощи
специальных зажимов
может закрепляться на
рельсах. На тележке
установлена кабина 2
для рабочего, лебедка 3
и желоб 4 для скрепера
5. Скрепер волочит груз
по желобу и выгружает
его через отверстие на
платформу. Хвостовая
часть желоба
поднимается лебедкой
6. Для пропускания
железнодорожного
состава рама
погрузчика вместе с
желобом и кабиной
поворачивается на
катках 7 и освобождает
железнодорожный путь.
Поворот желоба
осуществляется
вручную.
|