Шагающие
экскаваторы
предназначаются для
разработки и
перевалки грунтов на
вскрышных работах
угольных и
горнорудных карьеров,
а так же для
производства земляных
работ на
строительстве крупных
гидротехнических
сооружений. Механизм
передвижения, давший
название
экскаваторам, выбран
неслучайно - масса
крупных и мощных
экскаваторов от 180 до
10000 т и при
применении в качестве
хода любого другого,
оказавало бы на грунт
сверхвысокое давление
и неспособствовало
устойчивости. Как
таковой, шагающий
механизм подключается
к работе только при
передвижении, все
остальное время
экскаватор опирается
на круглую базу,
имеющую большую
опорную площадь,
благодаря чему
давление на грунт в
разы меньше, чем у
гусеничных карьерных
экскаваторов. Низкое
расположение
поворотной платформы,
что необходимо для
упрощения механизма
хода и увеличения
устойчивости
экскаватора,
предопределило
практическое
применение только
одного рабочего
оборудования:
драглайна (возможно
применение
оборудования
грейфера). Поэтому,
точнее бы было
называть эти машины не
шагающие экскаваторы,
а шагающие драглайны.
В СССР работы по
созданию первых
конструкций шагающих
экскаваторов велись
еще в довоенный период
в 30-х гг. прошлого века,
а настоящий расцвет
получили с начала 50-х
гг. Впервые
отечественные
шагающие
экскаваторы-драглайны
были применены на
Волгодонстрое (1949 - 1952
гг.). Это были машины ЭШ
14.65 с ковшом емкостью 14
м3 и ЭШ-1 с ковшом
емкостью 3,4 м3.
Шагающий экскаватор,
стрела которого
достигла 100-метровой
длины был выпущенный в
1958 г. на УЗТМ ЭШ 25.100, а в
1975 г. этот же завод
закончил изготовление
самого крупного и
мощного советсткого
шагающего экскаватора
ЭШ 100.100 с ковшом
ёмкостью 100 м3 и
стрелой 100 м.
Советские шагающие
экскаваторы с первых
же выпускавшихся
моделей по количеству
заложенных в
конструкцию
оригинальных идей по
многим параметрам
превосходили
аналогичные
экскаваторы,
выпускавшиеся в
других странах, и
прежде всего в США.
В СССР два завода были
определены как
производители
шагающих
экскаваторов:
Ново-Крамоторский
машиностроительный
завод (НКМЗ) в
г.Краматорске и
Уральский завод
тяжелого
машиностроения (УЗТМ)
в г.Екатеринбурге.
На экскаваторах
производства УЗТМ
классически
использовался
гидравлический
механизм
передвижения, на
экскаваторах НКМЗ -
механический с
эксцентриком или
кривошипно-рычажный.
Хотя известны модели -
исключения. И сразу
внесу некоторую
ясность в систему
индексации шагающих
экскаваторов, прежде
всего, выделю общий
для всех индекс ЭШ
(экскаватор шагающий).
Далее - емкость ковша в
кубических метрах и
длина стрелы в метрах.
При этом, индексы
экскаваторов,
выпущенных НКМЗ,
пишутся с тире и через
дробъ (например ЭШ-10/70),
а УЗТМ - без тире и
через точку (например
ЭШ 20.90), однако, этот
принцип нигде, включая
и техническую
литературу, не
поддерживается.
Как для меня, так и
уверен для всех
любителей, "старых
или новых"
отечественных
шагающих экскаваторов
не бывает - интересны
все! Ведь это авангард
технической мысли,
настоящий прогресс
для стран, их
производящих
(Украинский НКМЗ,
конечно, тоже с нами).
Это огромные, мощные,
красивые и вызывающие
восторг экскаваторы,
поэтому в данных
фотогалереях
размещаются
фотографии шагающих
экскаваторов
независимо от года
выпуска. |