WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 


Масштабные модели техники Г.Богиня

На фотографии седельный тягач КрАЗ-258Б1 и автомобильный кран К-151 на базе КрАЗ-257, вылепленные из пластилина в масштабе 1:43. Рядом модельки производства советского Тантал.

К сожалению, фотографии очень давние, когда про "цифру" никто и не знал...
Переснять фото не удастся, т.к. просуществовав лет двадцать, модель все-таки благодаря детской пытливости подрастающего поколения была разрушена. Впрочем, я не жалею - ребенок, который не поломал ни одну игрушку не развивается :-)

Седельный тягач лепился из пластилина целый год(!).
Сначала были сделаны выкройки из бумаги в масштабе 1:43. Пластилин раскатывался до толщины 2-3 мм и на него клеились выкройки. Далее ножиком для лепки (помните, были детские ножички в виде рыбки?) были вырезаны все панели кабины.
После этого был собран/слеплен каркас кабины.
Внутри рамы, как несущая, использовалась алюминиевая проволока.
Передний мост тоже был скручен из алюминиевой проволоки 1-1,5 мм.
Передние колеса сделаны из пластилина. Но для обеспечения жесткости внутрь колеса вставлены ролики из старых разобранных аудиокассет BASF. Диаметр направляющего ролика как раз совпадал с толщиной проволоки, поэтому колеса не заваливались и достаточно эффектно крутились.
Помните их?
Передний мост имел возможность поворота колес. Шарниры были скручены из проволоки наподобие пружин.

Внутри кабины под капотом, который открывался, был двигатель тоже из пластилина.
Передние стекла имели возможность открываться. Шарниры были сделаны из тончайшей медной проволоки. В качестве стекол использовалась целофановая пленка такого же качества, как теперь используют для букетов цветов. В качестве кронштейнов зеркал заднего вида использовалась медная проволока потолще. Сами зеркала вырезались из фольги шоколадных конфет.
Седельное устройство также было из пластилина и имело возможность вращения в продольной плоскости автомобиля.
Задняя подвеска была зависимого типа с креплением на раме эллиптических рессор. Рессоры сделаны из фольги в несколько слоев и посажены на поперечный вал (алюминиевая проволока), который проходил внутри пластилиновой рамы.

При движении автомобиля создавалось впечатление, что задняя подвеска по-настоящему работает, т.к. не допускались перекосы подвески в поперечной плоскости и, если, например, левая средняя пара колес задней тележки шла вверх, то левая задняя пара задней тележки могла опускаться вниз. При этом правые пары колес себя вели независимо от левых "прыгая" по пересеченной местности :-) кровати.
Прицеп-цистерна изготовлен из подходящего по размеру балончика лака для волос и облеплен пластилином. Задняя колесная тележка изготовлена по аналогии с задней тележкой автомобиля.
Все пластилиновые части модели были покрыты обычным древесным прозрачным лаком и просушены на открытом воздухе. Цвет модели стал насыщенным. Пластилин теперь смог выдерживать летние температуры и не плавился в тени.

Модель была на ощупь жесткой и пластилиновые колеса, покрытые лаком, тарахтели по древесине пианино как заправские пластмассовые. Модель продержалась до тех пор пока ребенок ее не узрел среди папиных Танталовских "железных" моделек и не потребовал поиграться :-)

Автокран был второй моделью после седельного тягача и на его создание ушло полгода.
Все детали будущего крана сначала прорисовывались в масштабе 1:43, а потом аккуратно прилеплялись к раскатанному пластилину толщиной 2-3 мм. Детским ножичком "рыбкой" вырезалась каждая деталь и потом прилеплялась к другой.

Итак, кабина полностью пластилиновая. Передние стекла вырезаны из цветочного целлофана, как и у седельного тягача. Рамка переднего стекла пластилиновая. Внутри нее тонкая медная проволока. Шарниры - тоже из проволоки медной, толщиной 0,5 мм. Зеркала, как и у седельного тягача - один в один с зеркалом из фольги шоколадных конфет. На фото видны открытые окна.
Рама была несущей и внутри нее был вставлена полоска из дюраля. К раме крепились мосты из проволоки на рессорах из фольги. Задняя тележка - аналогичная тележке седельного тягача. С теми же направляющими роликами внутри колес.
Основные конструктивные отличия обоих моделей только в рабочих устройствах - у одного было седельное устройство, а у второго - поворотная крановая платформа.
Платформа вылеплена на алюминиевой пластине. Ее предварительно пришлось сапожными ножницами вырезать по выкройке и обработать напильником. Так получилось днище платформы. В днище пробил шилом отверстие, как раз под толщину алюминиевой проволоки, на которой вращалась платформа. К алюминиевому днищу примыкала круглая пластиковая пластина, влепленная в раму автомобиля. Проволока, на которой вращалась платформа с обоих концов зажималась плоскогубцами так, чтобы соединение не распалось. За счет соприкосновения пластика и дюраля достигалось относительно легкое вращение поворотной платформы вокруг своей оси.
Стрела выполнена из алюминиевой проволоки. Свержу покрыта жесткой фотобумагой и уже облеплена пластилином. Благодаря этому стрела получилась легкой и жесткой.
Полиспасты выполнены на основе пластиковых шестеренок, подходивших по размеру. Надфилями в каждом блоке полиспаста сделана специальная канавка, в которую попадал канат (обычная нитка :-)) и не выскальзывал оттуда. Все полиспасты (для подъема стрелы, подъема-опускания крюка, в самом крюке) были функционирующими.
Все пластилиновые части, как и у седельного тягача покрыты древесным бесцветным лаком. Модель от этого сохраняла свою форму много лет.

На фото видны топливные баки белого цвета. Для этого как раз подошли старые конденсаторы.
Дверь крановщика на поворотной платформе открывалась.
Запасное колесо вынималось из удерживающих кронштейнов.
Крюк выполнен из заточенной алюминиевой проволоки, поэтому имел вес и опускался даже без груза.
Выносные опоры выполнены из пластилина и проволоки.

Стоит еще отметить, что для колес на кране использовался другой пластилин. Мне повезло узреть в тогдашнем центральном универмаге и уговорить купить жену специальный модельный пластилин серого цвета. Кусок сантиметров 40 длиной и толщиной как два спичечных коробка оказался просто находкой. Он был не такой жирный на ощупь, как обычный пластилин, и, когда застывал, становился похож на пластмассу :-)
Передние колеса, как и у седельного тягача, поворачивались. При этом я учел ошибки предыдущей модели и тяги рулевого управления сделал перед колесами, а не сзади, как у настоящего КрАЗа. Зачем? А затем, чтобы привязывать нитку к рулевой тяге и "возить" модель по столу или кровати. Создавалось впечатление того, что кран сам передвигается.
Единственное, чего не хватало крану - лебедок. И на фото виден кусочек пластилина под днищем поворотной платформы, который удерживал нить-трос. Но это уже мелочи :-)

Назад на страницу "Масштабные модели"

Copyright © 2002-2017 TechStory.ru