WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике.

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

 

Транспортный трактор СТЗ-5
описание и технические характеристики
Когда в июле 1932 года на Сталинградском тракторном заводе, только что вышедшем на проектную мощность, началась под руководством В.Г.Станкевича разработка пехотного гусеничного трактора средней мощности, порядка 50 л.с., сразу возникла идея сделать его универсальным, по образцу испытывавшегося у нас английского трактора “Виккерс-Карден-Ллойд” – одновременно сельскохозяйственным, транспортным тягачом, способным буксировать прицепы по бездорожью. Последнее назначение учитывало прежде всего интересы армии.
В мае 1933 года универсальный гусеничный трактор “Комсомолец” (не путать с тягачом Т-20) с опытным дизелем был построен, но оказался не совсем удачным, и не столько по своей конструкции, сколько по общему замыслу. Выяснилось, что совместить в одной машине противоречивые требования к принципиально различным условиям эксплуатации невозможно. От идеи универсальной машины пришлось отказаться, но спроектировать два трактора – сельскохозяйственный и транспортный, максимально унифицированных по своим основным агрегатам, способных выпускаться параллельно на одном конвейере, предоставлялось тогда реальным.
С этой инициативой и выступили летом 1933 года конструкторы НАТИ. Ими предлагалась обратная поузловая унификация, когда сельскохозяйственный вариант трактора получал элементы трансмиссии и ходовой части, более характерные для быстроходной гусеничной машины: четырехступенчатую коробку передач с возможностью увеличения числа ступеней, двухкатковые блокированные пружинно-балансирные каретки подвески, легкие ажурные литые траки гусениц, торцевой отбор мощности, закрытую кабину. Эти прогрессивные решения, заложенные в конструкцию транспортного трактора, при его ограниченных сцепных возможностях и мощности двигателя, не обеспечивали выполнения всех требований к полноценному среднему артиллерийскому тягачу для армий, но позволяли в определенной мере содействовать решению транспортных задач.
Разработка двух видом тракторов под руководством В.Я.Слонимского (НАТИ) велась параллельно в течение двух лет СТЗ объединением КБ из 30 человек, куда входили заводские инженеры и прикомандированные к ним работники института. Большой вклад в создание транспортного трактора СТЗ-НАТИ 2ТВ, или кратко – СТЗ-5, внесли конструкторы И.И.Дронг, В.А.Каргополов и Г.В.Соколов – от СТЗ; А.В.Васильев, В.Э.Махаловский, Д.А.Чудаков и В.Н.Тюленев – от НАТИ.
В начале 1935 года была построена третья серия опытных образцов СТЗ-5. Эти машины, показанные 16 июля вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 высшему руководству страны и лично И.В.Сталину, получили полное одобрение, а в кузове СТЗ-5 члены Политбюро даже проехались по опытному полю НАТИ. 10 декабря 1935 года два СТЗ-5, участвовавших в зимнем пробеге Сталинград-Москва, успешно продемонстрировали в Кремле.
Обнаруженные во время испытаний недостатки транспортного трактора устранили к 1936 году. Но на подготовку его к производству, вслед за СТЗ-3, на Сталинградском тракторном заводе ушло два года.
В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938-м – 136, в 1939-м – уже 1256 и в 1940 году – 1274. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 85-мм зенитные орудия.
Скоро в РККА СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным тягачом, успешно работавшим во всех климатических зонах СССР. Летом 1939 года машина проходила армейские испытания в районе города Медведь Новгородской области. Были определены параметры ее геометрической проходимости: ров – до 1 м, стенка – до 0,6 м, брод – до 0,8 и. Это же подтвердили испытания СТЗ-5, проведенные в 1939-1940 годах на НИБТ полигоне ГАБТУ КА.
Выносливость тягача не вызывала сомнений – он дважды, в ноябре 1935 года и в марте-апреле 1939-ого, совершал безостановочные пробеги Сталинград-Москва и обратно без поломок и недопустимых износов. Дополнительные испытания СТЗ-5, проведенные в НАТИ летом-осенью 1943 года, показали низкие тяговые свойства машины. При движении на высшей, пятой передаче максимальное тяговое усилие на крюке не превышало 240-270 кгс, что позволяло тягачу уверенно работать без прицепа или тянуть его только по хорошим дорогам. При этом запас тяговых усилий оказался крайне незначительным, всего 2-6%, и при перегрузке скорость резко падала. Поэтому приходилось работать в основном на четвертой и на третье (нагрузка – до 1230 кгс) передачах. Движение в условиях бездорожья или при буксировки тяжелых прицепов было возможно только на второй передаче. Отмечался также очень низкий коэффициент сцепления гусениц с грунтом.

Компоновка тягача СТЗ-5

По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5, т.е. 13,2% от всего парка, хотя по штатам полагалось иметь 5478 машин. Даже в стрелковой дивизии по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, должно было насчитываться 5 машин. В начале войны из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими тракторами закрывали все образовавшиеся бреши в системе транспортного обеспечения артиллерии, а также танковых частей, что вынуждало с помощью СТЗ-5 буксировать орудия и прицепы гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ. Такая же нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные минометы БМ-13, впервые примененные осенью 1941 года под Москвой, а затем широко – и на других фронтах. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, они использовались как шасси для постройки суррогатных танков “НИ” с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. На базе СТЗ-5 пытались делать даже легкие танки с 45-мм пушкой.
Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный завод, который с 22 июня и до конца года произвел 3146 СТЗ-5, а за весь 1942 год – 3359 штук. Всего завод изготовил 9944 таких машин, из них 6505 – после начала войны.

Технические характеристики тягача СТЗ-5

Число мест в кабине 2
Число мест в кузове 10
Мощность двигателя при 1250 об/мин., л.с. 52 - 56
Максимальная скорость, км/час 21,5
Грузоподъемность платформы, кг 1500
Масса буксируемого прицепа, кг 4500
Масса тягача в снаряженном состоянии, кг 5840

Источник: Е.Прочко “Артиллерийские тягачи Красной Армии”

Фотогалерея трактора СТЗ-5

Автор сайта будет признателен за любую информацию и за фотографии этого трактора. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2011 TechStory.ru

Главная