WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


СВЕДЕНИЯ О ТРАКТОРАХ
МСЭ, Москва ОГИЗ РСФСР, 1931 г.

ТРАКТОР (лат. tractor - тягач), универсальная самоходная машина-двигатель, приспособленный для тяги различных с.-х. и других машин и орудий, перевозки грузов, а также для работы в качестве стационарного двигателя.
Т. состоит из следующих главных механизмов: 1) двигателя, 2) передаточного механизма, 3) ходового приспособления и 4) механизма управления движением Т. и его работой.
Впервые Т. появились в с. х - ве в С. Америке в 1890 и работали при помощи паровых двигателей. Т. с двигателями внутреннего сгорания стали применяться в С. Америке только с 1907 и сохранились до наст. времени, работая на жидком топливе (бензин, лигроин, керосин, нефть). Наиболее распространенной конструкцией тракторных двигателей являются моторы автомобильного типа с 4-мя вертикальными цилиндрами (Фордзон Ф. П., Интернационал, Катерпиллер, Кейс и друг.).
Некоторые типы Т. имеют 2-цилиндровые, горизонтальные двигатели (Ойль-Пуль, Джон-Дир).
Мощность Т. различных типов неодинакова и при характеристике отдельных марок машин обычно обозначается в виде дроби, причем ббльшая цифра (знаменатель) указывает мощность мотора при работе на привод (со шкива), а меньшая (числитель) - мощность Т. при тяге (на крюке).
Меньшая мощность трактора при тяге объясняется затратой части мощности мотора на передвижение самого трактора (примерно до 40 - 50%).
По виду ходового приспособления Т. подразделяются на колесные и гусеничные (см. ниже).
Для облегчения давления на почву задние ведущие колеса Т. делаются с широкими ободьями, а для большего сцепления с почвой на ободьях тракторных колес укрепляются особые зацепки (пшоры).

Гусеничные Т. взамен колесного хода снабжены особым приспособлением, имеющим вид бесконечной стальной широкой цепи (гусеницы), которая огибает ходовые колеса Т. и увеличивает площадь соприкосновения Т. с поверхностью почвы.
Применение гусениц облегчает давление Т. на почву и позволяет ему работать даже на мягких заболоченных почвах. Кроме того, иногда Т. снабжаются продольными винтовыми ходовыми приспособлениями (стальными пустотелыми барабанами с конической передней частью и винтовой шпорой на внешней поверхности). Такие Т. могут свободно передвигаться даже по рыхлому снегу.

Наибольшее применение Т. получил в с. х-ве, где он используется гл. обр. для пахоты, а также для боронования, дискования, культивации, посева, уборки полей и сенокосов, молотьбы, перевозки грузов, выкорчевки пней и т. п. Большая производительность Т. обеспечивает возможность обработки за короткий срок больших площадей, а своевременная и доброкачественная обработка почвы способствует повышению урожайности.
Применение Т. в с. х-ве СССР дало возможность использовать для обработки громаднейшие площади целинных и залежных земель, распашка к-рых при помощи рабочего скота была бы чрезвычайно затруднительна, а в ряде случаев даже вовсе невозможна из-за недостатка рабочего скота и весьма значительной стоимости работ. Широко применяются Т. также и на дорожных работах для тяги различных дорожных машин и орудий (разрыхлителей, борон, стругов, канавокопателей и т. п.). В пром-сти Т. используются как тяговая сила для перевозки тяжелых и громоздких грузов.
Наиболее широкое рапространение Т. получили в САСШ, где число их к 1930 достигло 1 млн. шт.
О развитии тракторизации с. х-ва СССР можно судить по следующим цифрам:

Годы Число тракторов ввезено в СССР из-за границы изготовл. на завод. СССР для с. х-ва всего распределено
1922 60 --- 60
1923 1.000 --- 1.000
1924 1.500 2 1.502
1925 8.137 457 8.594
1926 10.438 732 11.170
1927 5.020 660 5.680
1928 3.173 1.200 4.373
1929 7.707 3.120 10.827
1930 23.017 10.050 33.067
Всего 60.052 16.221 76.273

Намеченные на ближайшие годы темпы развития тракторизации сел. х-ва СССР характеризуются нижеприводимой программой тракторостроения на союзных заводах по пятилетнему плану:

Годы Намечено к производству число Т. общ. мощность (в тыс. л. с.)
1931 49.500 787
1932 131.500 2.985
1933 171.500 3.935
Всего 352.500 7.707

Производительность Т. зависит от мощности установленных на них моторов и характеризуется след. данными (производительность в га за 10-час. раб. день):

Типы тракторов пахота ср. почв на 15 см дискование посев уборка скоповязалкой уборка комбайном
Интернационал 10/20 л.с. 2,7 11,2 18,0 12,0 ---
Интернационал 16/30 л.с. 3,6 12,4 26,2 19,4 16,2
Интернационал 22/36 л.с. 4,0 14,0 30,0 21,6 18,0
Джон-Дир 15/27 л.с. 3,6 12,4 --- --- ---
Коммунар 35/30 л.с. 5,7 28,3 37,8 --- 30,0
Клетрак 40/55 л.с. 8,4 34,7 45,4 --- 37,4
Катерпиллер 48/60 л.с. 10,2 46,9 63,0 --- 45,0

Работа на Т. в с. х-ве СССР обходится дешевле обработки с помощью рабочего скота, что можно видеть при сравнении нижеприводимых данных обследования тракторных хозяйств в 1929 (стоимость обработки в рублях):

Наименование работ при помощи рабоч. скота трактором
Вспашка 10,0 7,97
Посев 2,75 1,99
Уборка 4,50 2,29

Для более рационального использования Т. в СССР с 1928 стали широко применять работу тракторными колоннами по 15 - 20 - 25 машин, что дает возможность улучшить технич. обслуживание их, повысить производительность и удешевить себестоимость работ. По мере дальнейшего развития тракторные колонны превращаются в машинно-тракторные станции, численность которых в СССР за последние годы быстро возрастает.

Тракторная колонна

В настоящий период реконструкции (преобразования) с. х-ва на социалистич. началах применение Т. получило первостепенное значение. Т. с прицепным к нему сложным машинным инвентарем создает ту новую усовершенствованную технику сел. хоз-ва, которая содействует быстрой перестройке мелких единоличных примитивных крестьянских хоз-в в крупные усовершенствованные механизированные коллективные х-ва; наибольшего развития коллективизация крестьянского хоз-ва достигает именно в районах наибольшего применения Т. и машин, т. е. в производящих зерновых р-нах (Юг, Украины, Северный Кавказ, Центрально-Черноземная область, Нижнее и Среднее Поволжье, Уральская область и Сибирь).
Получая наиболее выгодное использование только при обработке крупных сплошных земельных массивов, трактор ведет к полной ликвидации единоличного крестьянского хозяйства. Помимо этого трактор дал возможность первому социалистическому государству создать крупнейшее в мире сельскохозяйственное производство - гигантские совхозы, обработать новые площади целинных неиспользованных земель, засеять их, поднять производительность труда, создавая тем базу для полной ликвидации кулацких хозяйств.

ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР, тяговой механический двигатель - трактор, двигающийся на гусеницах, т. е. на широких бесконечных металлических лентах с поперечными ребрами, надетых на колеса трактора. По способу передвижения Г. т. сходен с военным танком. Благодаря большой поверхности гусениц и их длине, Г. т. проходит, не буксуя, по самой мягкой почве и переходит ямы и рытвины. Тормазя одну гусеницу и пуская в ход другую, можно давать Г. т. крутые повороты на месте.
Г. т. употребляется для вспашки и перевозки грузов по плохим дорогам и там, где требуется очень большая сила тяги, т. к. имеет лучшее сцепление с почвой, чем колесные тракторы.
Недостатки: быстрое изнашивание гусеницы, дороговизна Г. т. по сравнению с колесными тракторами и порча гусеницами шоссе.

Назад на станицу фотогалерей тракторов

На страницу "Тематические статьи. История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная