WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике.

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

 

Экскаваторы Э-1003 и Э-1004
описание и технические характеристики

Экскаватор-кран Э-1003 тип ДГ-1/15, имеющий ковш 1 м3 и обладающий при работе краном максимальной грузоподъемностью 15 т, выпускался Воронежским экскаваторным заводом с 40-х годов. Может также использоваться с различными рабочими оборудованиями (драглайн, грейфер, копёр и пр.). Привод экскаватора - либо от дизеля (марка экскаватора - Э-1004), мощностью 120 л.с., либо от асинхронного электромотора 220/380 В мощностью 80 кВт.

Экскаватор Э-1003А

Экскаваторы по своим эксплуатационным, размерным и весовым характеристикам отвечают требованиям, установленным для данных типов в ГОСТ 518-41.
Отличие кинематической схемы экскаватора Э-1003 (Э-1004) от кинематической схемы Э-1003А (Э-1004А) заключается только в приводе гидронасоса.

Габаритные размеры экскаватора ДГ-1/15 (Э-1003), вес 39 т. (схему можно увеличить)

Привод всех механизмов осуществляется одним двигателем, работающим на постоянном числе оборотов, причем каждый из механизмов может быть приведен в действие или остановлен муфтой управления (фрикционной или кулачковой в зависимости от частоты включения). Основными механизмами экскаватора являются: а) лебедка рабочего органа (одно- или двухбарабанная в зависимости от рода рабочего оборудования); б) лебедка для подъема стрелы (стреловая); в) механизм поворота; г) механизм хода.
Для реверсирования механизмов, указанных в п. "б", "в", и "г", применяется механический реверс, состоящий из трех конических шестерен. Оба барабана снабжаются фрикционными муфтами с самостоятельным управлением каждой из них, а такжк с самостоятельными тормозами, управляемыми посредством ножных педалей.
Кроме того, в передачах имеются 3 - 4 кулачковые муфты (или скользящие шестерни), посредством которых включаются в работу стреловая лебедка, поворотный механизм и ходовой механизм. На первых экскаваторах были предусмотрены две скорости передвижения; в дальнейшем у Э-1003 оставлена только одна скорость. Поворотный вертикальный вал снабжается управляемым ленточным тормозом, предназначенным для удержания платформы от самопроизвольных поворотов при транспортных переходах экскаватора. Этим же тормозом (или специальной закладкой) можно пользоваться при работе экскаватора на негоризонтальных площадках.

Кинематическая схема экскаватора Э-1003 тип ДГ-1/15 (с червячной передачей к стреловой лебедке).

На валу главной лебедки находятся грузовой барабан и звездочки реверсивного механизма. Для работы грейфером взамен звездочек ставятся сменные части барабанов.
Торможение груза при спуске может производиться механическими тормозами и работающим двигателем; опускание стрелы - работающим двигателем.
Управление основными механизмами - гидравлическое, вспомогательными - рычажное.
На кранах-экскаваторах возможно совмещение следующих любых двух рабочих движений:
а) подъема (или опускания) груза с вращением поворотной платформы крана;
б) подъема (или опускания) груза с подъемом или опусканием стрелы ;
в) подъема (или опускания) груза с передвижением крана.
Реверсивное устройство трансмиссионного вала предназначено для обслуживания механизмов вращения платформы, передвижения крана и подъема стрелы, вследствие чего совмещение их работы исключено.

Основным оборудованием кранов на базе Э-1003 и Э-1004 является решетчатая стрела длиной 13 м и удлиненная - 23 м.
Краны Э-1003А и Э-1004А оснащались стрелами длиной 12,5; 20 и 25 м.

Рычаги управления экскаватором Э-1004А с гидравлической системой управления
1 - Акселератор (число оборотов дизеля)
2 - Главная муфта
3 - Фрикционная муфта подъемного барабана и механизм открывания днища ковша
4 - Фрикционная муфта напорного возвратного барабана
5 - Фрикционные муфты механизма реверса
6 - Тормоз подъемного барабана
7 - Тормоз напорного возвратного барабана
8 - Кулачковые муфты механизма поворота и хода
10 - Тормоз механизма поворота и хода
12 - Кулачковые муфты гороизонтального вала механизма хода
(при нейтральном положении включены обе муфты)
13 - Включение стреловой лебедки и реверса главной лебедки

Ходовой механизм нижней тележки передает движение на обе гусеницы, причем самостоятельные кулачковые муфты дают возможность включать или выключать каждую из гусениц в отдельности.
В гусеничной тележке нижняя рама имеет литую конструкцию, равно как и гусеничные рамы. Гусеничное звено - также литой конструкции.

Нижняя тележка экскаватора Э-1003 (вес 13,65 т)

Гусеничная рама экскаватора Э-1003 (вес 3,85 т)

Гусеничное звено экскаватора Э-1003 (вес 45 кг)

При применении для оборудования лопаты независимого напорного механизма в схему включается добавочная цепная передача с фрикционной муфтой, при помощи которой обеспечивается обратное движение рукояти. Движение последней вперед (выдвижение) осуществляется муфтой тягового барабана, а само передвижение рукояти - зубчато-реечной передачей от напорного вала. Замена зубчатой передачи к рукояти канатной вносит затруднения при работе на твердых грунтах вследствие упругих деформаций системы, не обеспечивающих четкого положения ковша экскаватора в работе.
При зависимом напоре выдвижение рукояти осуществляется от подъемного каната, и добавочной передачи с фрикционной муфтой не требуется, чем вся конструкция значительно упрощается.
При зависимом напоре оперирование ковшом менее свободно, чем при независимом. Кроме того, поскольку выдвижение ковша обеспечивается при зависимом напоре отпусканием тормоза, регулирование толщины стружки становится очень грубым, пригодным для самых легких грунтов. Поэтому работа в тяжелых грунтах с зависимым напором весьма затруднительна, что явилось причиной отказа от его применения уже к концу 40-ых годов.

Схемы зависимого (слева) и независимого (справа) напорного механизма лопаты

Ковш лопаты экскаватора Э-1003 предназначен для работ в тяжелых грунтах. Подвеска ковша - без коромысла, к верху задней стенки. Отливается из двух частей, из которых передняя стенка - из марганцовистой стали. Зубья ковша - кованные из стали 45 или Г-13Л.
Рукоять лопаты - двухбалочная, сварной конструкции, с зубчатыми рейками. Стрела лопаты так же сварная, имеет в основании расставленные пяты крепления к платформе, что позволяет обходиться без боковых оттяжек (воспринимают инерционные нагрузки при поворотах платформы).

Стрела лопаты экскаватора Э-1003 (вес 1,75 т)

Рукоять ковша лопаты экскаватора Э-1003 (вес 1,3 т)

Ковш-лопата емкостью 1 м3 для тяжелых грунтов экскаватора-крана Э-1003 (вес 1,45 т)

Габаритные размеры крана Э-1008 на базе Э-1003 (Э-1004)

Кинематические схемы экскаваторов Э-1004А и Э-1003А более поздних годов выпуска (с начала 50-х годов)

Фотогалерея экскаваторов Э-1003 и Э-1004

На страницу "Механические экскаваторы. Описания и технические характеристики"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и за фотографии этого экскаватора. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2010 TechStory.ru

Главная