Драга
(от англ. drag), плавучее
горно-обогатительное
сооружение с
комплексом
оборудования,
предназначенного для
разработки
обводнённых
месторождений
полезных ископаемых и
извлечения ценных
компонентов (золото,
платина, олово, алмазы
и др.). Драги применяют
для разработки
преимущественно
аллювиальных и
элювиально-делювиальных,
а также
прибрежно-морских
россыпей, за
исключением
валунистых, крепко
сцементированных
горными породами и
вязкими глинами. Драги
подразделяются на 2
класса:
континентальные (для
разработки
материковых россыпей),
которые, как правило,
монтируются на
плоскодонном понтоне
(судне),
обеспечивающем
нормальную их
плавучесть и
эксплуатацию в
замкнутом водоёме и
морские,
предназначенные для
разработки россыпных
и осадочных
месторождений,
залегающих в
прибрежной зоне и в
глубоководной части
акватории крупных
озёр, морей и океанов.
Эти драги обычно
монтируются на
килевых, реже
плоскодонных,
самоходных либо
буксирных судах,
обеспечивающих их
нормальную плавучесть
и эксплуатацию в
открытом море при
штормовом волнении в
соответствии с
требованиями Морского
регистра. Драги
оснащается
стационарным
промывочно-обогатительным
оборудованием,
установленным на
судне, либо работает
по раздельной схеме
«добыча-обогащение» в
цикле с обособленными
береговой или
плавающей
обогатительными
установками.
Морские
и континентальные
драги различают: по
роду энергии -
электрические,
дизель-электрические,
дизельные, паровые; по
способу передвижения
(маневрирования) -
канатно-свайные,
канатно-якорные; по
возможной глубине
разработки (выемки)
пород ниже ватерлинии
- малой глубины выемки
(до 6 м), средней
(до 18 м), глубокой
(до 50 м),
сверхглубокой (свыше 50
м); по принципу
действия добычного
аппарата: черпающие -
одночерпаковые (с
ковшом типа
механической лопаты, с
грейферным ковшом, с
ковшом драглайна) и
многочерпаковые (с
прерывистой
черпаковой цепью, со
сплошной черпаковой
цепью),
подразделяющиеся
также по ёмкости
черпаков -
малолитражные (до 100 л),
среднего литража (до 250
л) и
крупнолитражные
(более 250 л); гидро-
и пневмовсасывающие -
землесосные с
механическими или
гидравлическими
разрыхлителями и без
них, эжекторные,
эрлифтные и
землесосные с
погружными насосами.
Область применения
драг ограничивается
глубиной разработки
продуктивных пород.
Широкое
распространение при
разработке
континентальных
россыпей получили
электрические, реже
дизельные и паровые,
многочерпаковые драги
со сплошной и
прерывистой цепью
черпаков ёмкостью от 50
до 600 л и
законченным циклом
обогащения, а на
морских -
одночерпаковые гидро-
и пневмовсасывающие.
Морские драги
конструктивно
отличаются от
континентальных
особенностями
маневрового и
транспортно-отвального
оборудования
(отсутствие свай и
отвального конвейера).
При работе в открытом
море передвижение и
маневрирование лраги
по забою
осуществляется
посредством
канатно-якорного
устройства.
Многочерпаковая драга
состоит из плавающего
судна, обычно в виде
плоскодонного
цельнометаллического
понтона сварной
конструкции, на
котором размещены
жёстко связанные с ним
массивные фермы
остова (так называемая
суперструктура) и
надпалубная
надстройка, а также
передняя и задняя
мачты, черпающее и
маневровое
устройства,
обогатительное и др.
оборудование.
В России
малолитражные
одночерпаковые драги,
известные под
названием «пахарь»,
применялись
старателями при
добыче золота из
небольших русловых
россыпей. Первая
многочерпаковая драга
с механизированным
приводом от паровой
машины построена в 1870
году в Новой Зеландии.
В России первая
многочерпаковая
драга,
переоборудованная из
купленной в Голландии
землечерпалки, была
установлена в 1893 году
в долине р.Кудача на
Амурском прииске
«Рождественский». В 1900
году Невьянский завод
на Урале приступил к
производству первых
отечественных драг.
Наибольший подъём
драгостроения
относится к 30-40-м гг. 20
в., когда действующий
дражный флот
зарубежных стран
насчитывал около 400
крупнолитражных драг.
Пионером советского
драгостроения стал
завод «Красный
Путиловец» (ныне
Кировский завод в
Ленинграде), который с
1926 по 1930 годы
изготовлял
электрические драги с
черпаками ёмкостью 210
и 380 л, что
позволило прекратить
их импорт. В 1931 году
Иркутский завод
тяжёлого
машиностроения
изготовил первые
драги с черпаками
ёмкостью 150 л. В 1969
году этим заводом
изготовлена
крупнейшая в мире
электрическая драга с
черпаками ёмкостью 600 л
и предельной глубиной
черпания 50 м ниже
уровня воды.
Отечественные
драгостроительные
предприятия серийно
выпускали
электрические драги
нескольких
типоразмеров (см.
таблицу).
Показатели
|
Иркутский
завод тяжёлого
машиностроения
|
Пермский
машиностроительный
завод
|
|
80Д
|
150Д
|
250Д
|
600Д
|
ОМ-431
|
ОМ-417
|
Ёмкость
черпака, л |
80
|
150
|
250
|
600
|
380
|
400
|
Подводная
глубина черпания, м |
6
|
9
|
12
|
50
|
30
|
17
|
Средняя
производительность,
м3/ч |
100
|
180
|
320
|
500
|
400
|
450
|
Установленная
мощность
электродвигателей,
квт |
392
|
800
|
1082
|
7300
|
2110
|
2494
|
Габариты,
м: длина
|
50,2
|
74,6
|
92,0
|
236,0
|
156,2
|
122,8
|
ширина |
16,7
|
24,5
|
26,0
|
50,0
|
35,9
|
38,6
|
высота |
17,0
|
21,6
|
25,7
|
53,7
|
39,0
|
35,0
|
Конструктивная
масса, т |
386
|
912
|
1373
|
10331
|
3252
|
2594
|
Водоизмещение
в рабочем
состоянии, т |
410
|
990
|
1460
|
10854
|
3480
|
2865
|
Обладая
самым мощным и
многочисленным
дражным флотом в мире,
СССР имел высокие
достижения в
драгостроении и
определял в этой
области мировой
уровень науки и
техники.
|