|
|
|
БАШЕННЫЕ
КРАНЫ
фотогалерея
|
Башенные
строительные краны
предназначены для
выполнения
строительно-монтажных
и
погрузочно-разгрузочных
работ.
Башенный кран состоит
из башни (колонны),
стрелы, опорной части,
опорно-поворотного
устройства, кабины
машиниста, механизмов
подъема груза,
поворота стрелы,
изменения вылета,
устройств
безопасности
(ограничителей
грузоподъемности,
высоты подъема груза,
передвижения грузовой
тележки, поворота и
подъема стрелы). Всеми
механизмами крана
управляет машинист из
кабины, в которой
размещена аппаратура
управления.
По конструкции
башенные краны
делятся на краны с
поворотной платформой
и неповоротной башней.
У кранов с поворотной
платформой рабочие
механизмы
устанавливаются на
поворотной платформе,
к которой крепится
башня.Краны с
неповоротной башней,
кроме основных частей,
имеют поворотный
оголовок, к которому
для уравновешивания
поворотной части
крепится
противовесная консоль
с контргрузом
(противовесом) на
конце. Грузовая и
стреловая лебедки
устанавливаются на
противовесной
консоли.
По возможности
перемещения башенные
краны делятся на
передвижные,
приставные,
стационарные и
самоподъемные.
Опорная часть
передвижных башенных
кранов включает
ходовые тележки,
прикрепленные к
нижней раме. В
некоторых кранах с
неповоротной башней
ходовые тележки
крепятся к башне
посредством портала.
Ходовые тележки на
стальных ходовых
колесах перемещаются
по рельсовому
крановому пути с
помощью механизма
передвижения крана.
Опорная часть
стационарных башенных
кранов представляет
собой раму,
установленную на
монолитном основании.
При большой высоте
башенные краны
дополнительно крепят
к возводимому
сооружению. Такие
краны называются
приставными. В ряде
случаев приставной
кран до определенной
высоты может работать
как передвижной. Тогда
он является
универсальным и имеет
опорную часть в виде
ходового устройства
аналогично
передвижным кранам.
Изменение вылета у
башенных кранов
осуществляется либо
изменением угла
наклона стрелы
посредством стреловой
лебедки и стрелового
полиспаста, либо
перемещением грузовой
тележки (каретки) по
стреле с помощью
тяговой лебедки. В
зависимости от
способа изменения
вылета и типа стрелы
башенные краны
делятся на две группы:
с подъемной и балочной
стрелами.
Башенные краны имеют
многодвигательный
электрический привод
с питанием от внешней
сети через кабель и
токоприемник и
выполняют следующие
рабочие движения:
подъем груза,
изменение вылета,
поворот, а передвижные
краны, кроме того,-
передвижение.
Сочетание этих
движений позволяет
транспортировать груз
в любую точку рабочей
зоны крана, а также
обслуживать
территорию склада,
разгружать грузы с
транспортных средств.
Для обеспечения
устойчивости
передвижных башенных
кранов на поворотной
платформе или в нижней
части неповоротной
башни укладывается
балласт.
Достоинства башенных
кранов - хороший обзор
крановщиком монтажной
зоны; расположение
стрелы на большой
высоте, вследствие
чего она не пересекает
конструкции
строящегося объекта;
простота и надежность
в эксплуатации;
большие линейные
размеры рабочей зоны.
К недостаткам
относится
необходимость
устройства
подкрановых путей (для
передвижных кранов), а
также монтажа и
демонтажа крана при
его перебазировке. |
Система
индексации башенных
кранов
Серия
МСК
Первые
краны типа МСК
разработаны ЦКБ
Минмонтажспецстроя
СССР. Являются
самомонтирующимся
строительными кранами
с поворотной башней и
нижним расположением
противовеса и
предназначены для
строительно-монтажных
работ. Индексация
кранов типа МСК -
ведомственная.
Например, МСК-10-20 -
монтажный
строительный кран,
грузоподъемностью 10 т,
вылет 20 м;
МСК-400 - монтажный
строительный кран, с
грузовым моментом 400
тм. |
Серия
БКСМ
Наиболее
распространенными с
50-х по 70-е годы, как в
жилищно-гражданском,
так и в промышленном
строительстве
башенными
строительными кранами
являлись краны группы
БКСМ различных
типоразмеров,
разработанных
Государственной
союзной
проектно-технической
конторой
Проектстроймеханизация
Главстроймеханизации
Минметаллургхимстроя
в период 1947 - 1952 гг. Эти
краны представляют
собой законченный ряд
типоразмеров,
охватывающий
строительство малой и
средней этажности, с
грузовам моментом от 5
до 150 тм
и высотой подьема от 17
до 80 м.
Первые модели кранов
от БКСМ-1 до БКСМ-10
оснащались маневровой
стрелой. Но следует
напомнить, что в тот
период в основном
строились кирпичные
здания и краны
выполняли
преимущественно
перегрузочно-транспортные
функции, т.е. те работы,
где не требовалось
особой точности
ориентации груза при
его подаче к месту
разгрузки. Но
положение резко
изменилось в начале
50-х годов, когда здания
начали возводить из
крупных блоков или
выполнять каркасными,
поэтому, уже начиная с
1950 г., были созданы еще
пять моделей кранов
серии БКСМ с
изменением вылета
крюка перемещением
грузовой каретки по
горизонтальной
стреле. Это были
модели: М3-5-5 (он же
БКСМ3-5-5); М3-5-10 (он же
БКСМ3-5-10); БКСМ5-5А;
БКСМ5-10 и БКСМ-14 (он же
М5-14). Индекс "М" -
"Минтяжстроевец".
Из них наиболее
продолжительное время
(до 1965 г.)
изготавливался лишь
кран модели БКСМ5-5А,
причем он
неоднокрантно
модернизировался с
доведением
грузоподъемности до 7 т
(БКСМ7-5); до 8 т
(модели БКСМ5-5Б и
БКСМ8-5). В индексе
первая цифра означает
грузоподъемность
крана при минимальном
вылете (стрела поднята
вверх), вторая цифра -
грузоподъемность при
максимальном вылете
(при горизонтальной
стреле, т.е. фактически
постоянная).
Монтаж и демонтаж
кранов осуществлялся
методом "падающей
стрелы", что со все
увеличивающимися
темпами строительства
становилось крайне
неудобным и привело к
созданию кранов серии
КБ с подращивающейся
башней. Однако,
конструкция кранов
БКСМ5-5Б и БКСМ7-5
(последний выпускался
до конца 80-х гг.)
оказалась настолько
удачной, что они
продолжают трудиться
на заводах, складах и
станциях, где
требуется не частое
использование. По
наработкам серии БКСМ
выпускался в 80- х гг.
кран слиповый К-58.
Краны серии БКСМ
поправу можно считать
"живыми"
легендами, которые
можно наблюдать
воотчию. |
Башенные
краны в стреловом
исполнении (0-цикла)
Основное
применение таких
кранов на небольших
базах, складах в
качестве основных
подъемных машин и на
возведении
фундаментов домов и
других гражданских
объектов. Ввиду
простоты конструкции,
а так же широкой
унификации с базовыми
моделями башенных
кранов, такие краны
продолжают работать.
Грузоподъемность
таких кранов ввиду
старости их
конструкций как
правило снижена в 1,5 - 2
раза от номинальной
органами Технадзора. В
стреловые краны также
переделывались
башенные краны,
которые по своему
состоянию не могли
работать уже в
башенном исполнении,
причем иногда у них
убирался и рельсовых
ход и тогда такие
краны работали как
стационарные.
Благодаря нечастому
использованию
стреловых кранов
среди них попадаются
еще работающие очень
интересные старые
модели. |
Краны-погрузчики
и лесопогрузчики
Башенные
краны-погрузчики
предназначены для
механизации
погрузочно-разгрузочных
работ и штабелевочных
работ на нижних
складах леспромхозов,
на прирельсовых
складах и на
промышленных
предприятиях.
Лесопогрузчики
применяются на
складах
лесозаготовительных и
деревообрабатывающих
предприятий и
оснащаются
самозахватывающими
грейферами для
захвата бревен.
Конструктивно
башенные
краны-погрузчики
отличаются от
остальных башенных
кранов заниженной
башней. Стрела у
кранов-погрузчиков
преимущественно
балочная, с грузовой
тележкой. |
Серия
КБ
С
целью упорядочения
производства и
эксплуатации башенных
кранов в 1961 г. был
выпущен ГОСТ 7379-61
«Краны башенные
строительные». За
прошедшие годы
ВНИИстройдормашем
совместно с
конструкторскими бюро
и
заводами-изготовителями
были разработаны,
изготовлены и приняты
к серийному
производству семь (из
восьми по ГОСТу)
базовых моделей
мобильных башенных
кранов серии КБ с
грузовым моментом от 4
до 160 тс. м. Наряду с
выпуском базовых
моделей ГОСТом
предусматривалась
возможность
изготовления также и
различных
модификаций,
отличающихся вылетом
и высотой подъема
груза, а также
скоростями рабочих
движений при
сохранении в этих
конструкциях основных
узлов базовых моделей
кранов (ходовая часть,
поворотная платформа
и механизмы). При
разработке башенных
кранов серии КБ был
учтен накопленный
опыт отечественного и
зарубежного
краностроения. Все
краны серии КБ имеют
единую конструктивную
схему:
1. Они выполнены с
поворотной башней и
нижним расположением
противовеса.
2. В качестве ходового
оборудования основных
моделей принят
рельсовый ход.
3. Краны выполнены
передвижными.
4. Опорно-поворотные
устройства кранов
выполнены в виде
шариковых двухрядных
кругов с внутренним
зубчатым венцом.
5. В вертикальном
положении башня
закрепляется с
помощью подкосов,
связанных с верхней
частью двуногой
стойки. За счет высоко
поднятой точки
крепления подкосов к
башне удается снизить
в ней нагрузки от
ветровых и
инерционных
горизонтальных сил.
На всех кранах серии
КБ применено
статическое или
динамическое
уравновешивание башни
за счет выбора
соответствующих
координат оголовка
башни и применения
специальных схем
запасовки стреловых
канатов. Это позволяет
не только снизить
нагрузки на пояса
башни, но и
существенно улучшить
условия труда
машиниста за счет
уменьшения
действующих на него
ускорений, вызванных
горизонтальными
колебаниями верхних
частей башни, кабины и
стрелы. |
КБМ-301 |
КБМ-401С |
КБМ-401П |
КБМ-501
и КБМ-571 |
КБМ-671 |
Другие
модели на базе серии
КБ |
Башенные
краны для
промышленного и
гидротехнического
строительства
Башенные
краны
грузоподъемностью 25 -
75 т
в большинстве случаев
используются в
качестве основных
монтажных машин при
возведении крупных
промышленных объектов
и специальных
инженерных сооружений
(доменных,
мартеновских,
конверторных цехов,
ТЭЦ, градиен, цехов
тяжелого
машиностроения и др.).
Большая часть кранов
этой группы
отличаются
комбинированным
характером изменения
грузоподъемности и
высоты подъема крюка
при изменении вылета
стрелы. В основном
краны оснащены
подъемными
маневровыми стрелами
решетчатой
конструкции. У
некоторых моделей
используются сменные
стрелы различной
длины, а также стрелы с
гуськами длиной до 10 м
(БК-300, БК-1425 и др.).
Высота башен
большинства кранов
этой группы может быть
изменена путем
использования
вставок.
Краны БК-25-48, БК-402 и др.
являлись
несамоходными. Краны
БК-300, БК-1425, а также
некоторые
модернизированные
модели кранов
установлены на
самоходные
четырехопорные
ходовые тележки,
передвигающиеся по
двух- и
четырехрельсовым
подкрановым путям. Все
краны являются
несамомонтирующимися
и перевозятся с полной
разборкой. Монтаж или
демонтаж, например,
крана БК-1000 занимает
порядка 3 месяцев и
известны случаи, когда
такие краны просто
резались на лом в
случае нехватки
времени при сдаче
какой либо ГЭС к
очередному
коммунистическому
празднику.
Грузовой момент
кранов от 160 - 1425 тм;
высота подъема крюка
до 90 м;
ширина колеи 5 - 10 м.
Буквы БК обозначают
"кран башенный",
цифры далее - грузовой
момент. КБГС - кран
башенный для
гидротехнического
строительства.
Известны модели
кранов БК-300, КБГС-101М,
БК-406АМ, БК-404М, БК-25-48
(исполнения Т-1, Т-2, Т-3)
грузоподъемностью 25 т;
БК-402 (403, 404, 405)
грузоподъемностью 40 т;
БК-900 и БК-1000
грузоподъемностью 50 т
(поздние
модификации - 63 т)
и кран БК-1425
грузоподъемностью 75 т.
|
Главная
|
|