Наконец-то
мы с братом и собакой
посетили Переславский
музей паровозов - этот
маленький оплот старой
истории, место, где время
замерло где-то на отметке
70-ых. Собственно самые
старые экспонаты
датированы самым началом
20-го века - есть даже вагон
1898 г., а наиболее «молодые»
дрезины, мотовозы и
тепловозы 70-ми годами.
Интерес вызывает само
место расположения музея,
живописное по природе, со
зданием депо в стиле 50-ых,
с квадратным
громкоговорителем на
крыше. Того и гляди, сейчас
из него раздастся «…Ура!
Товарищи! Бригада
передовиков-обмоточников,
перенимая опыт
Стахановцев, обязалась
намотать на 3 км
больше обмоток…», или
что-то в этом роде. Картину
довершают старые раритеты:
Газ-51, ЗиС-5 (оба на ходу) и
прочая старинная экзотика.
Честь и слава энтузиастам,
сохраняющим этот
маленький мирок со старой
техникой. Но шпалы
погрузились в землю и уже
почти не пахнут креозотом,
тепловозы и дрезины
печально стоят на путях,
теряя остатки краски на
солнце и дождях, зарастая
травой. Узкоколейка вдоль
Переславского озера уже
разобрана - необходимы
миллионы инвестиций для
продолжения этого благого
дела (не разборки
узкоколейки конечно, а для
развития музея).
Мы сделали немного снимков
на память, в том числе
сфотографировали для
TechStory: экскаватор ЭО-2621А на
тракторе ЮМЗ-6АЛ/6АМ со
снятой кабиной,
болотоходный ДТ-75Б,
мотовоз МД54-2 сделанный из
элементов трактора ДТ-54
(такие мотовозы выпускал
Истинский завод в
Рязанской области).
|
|
Небольшой
пикник под соснами
восстановил силы, и мы
направились пешком по
уцелевшей узкоколейке в
сторону Переславского
озера, к шоссе. GPRS
оптимистично подсказал,
что идти тут недалеко.
Рыжие рельсы то скрываются
в траве, то вылезают вместе
со шпалами на поверхность.
А идти то не так уж близко,
дорога тянется через лес,
прямые участки сменяются
пологими поворотами,
пройдя которые вновь
видишь уходящий вдаль
прямик. Справа возникает
расширение - раньше тут
было две колеи. Направо же,
в лес, уходят несколько
насыпей без рельсов,
видимо на торфоразработки.
Встретились фрагменты
светофора и поодаль
обнаружились остатки
стрелки. Идем дальше,
доходим до исправной
стрелки, от нее (опять же на
право) уходит целехонькая
колея. Любопытно. Наконец,
вот и цель похода - впереди
на путях темнеет платформа
(Коломенского завода, 1929 г.
изготовления,
грузоподъемность - 500
пудов) с лежащими на ней
рельсами. Обходим ее. Колеи
дальше нет - насыпь тянется
еще метров триста, и в
конце, в просвете, видны
проезжающие по шоссе
машины. Понятно,
железнодорожного переезда
нет, колею разобрали до
этого места. Интересно
будут ли разбирать дальше?
Темнеет, небольшой дождь
взбодрил, и подгоняемые
комарами мы пошли назад.
Уже в сумерках вернулись к
музею, где на стоянке для
посетителей одиноко
стояла наша машина.
Возвращаемся домой. Все,
поход закончен.
"Торфоразработки"
П.Бизяев,
2008 |
Прошлый раз
исследую колею, что вела от
Переславского музея
паровозов, мы приметили
боковое ответвление,
уходящее в сторону.
Посмотрели по карте - так и
есть, ветка тянется от депо
в Талицах до
торфоразработок Федоцово
(40 км на север от
Сергиева Посада).
Припоминаю, действительно
лет 5-7 назад был
осуществлен вояж за торфом
для огорода, и там, на
торфоразработках были
видны шпалы и остатки
какой то колеи -
несомненно, это та самая
колея! Кроме того, там
стоял чумовой аппарат -
невиданный мною доселе
кран с грейфером, на
широких гусеницах, с
гнутыми боковыми стеклами
и прожекторами на крыше.
Это, как потом я узнал, был
КПТ -1. Тогда новенькая
сверкающая желтой краской
машина (одна из последнего
выпуска?) показалась
космическим кораблем
посреди торфяных насыпей.
Отлично! Вот и цель нового
похода - найти старую
узкоколейку и
сфотографировать торфяную
технику, особенно тот
самый кран (если найдется,
конечно).
Едем в воскресенье в том же
составе: я, брат и собака.
Умеренно ровная дорога Р-104
позволяет двигаться
довольно быстро. Проезжаем
деревни, где на обочинах
селяне продают свою
продукцию - кто картошку,
кто огурцы, кто надувные
матрасы. Вскоре доезжаем
до неприметного поворота
на торфоразработки - его
выдают черные, от
просыпавшегося с
самосвалов торфа, обочины.
Там, несмотря на
воскресенье, работа идет
полным ходом. Несколько
самосвалов стоят под
погрузку у МТП-71. Поодаль
стоят Э-10011Д и еще один
МТП-71. Забор. Ворота. Домик
диспетчерской:
- «Почем торф?».
- «200 руб. куб без
транспорта».
- «А транспорт?».
- «Как договоришся».
- «А узкоколейка тут вроде
раньше была?».
- «Давно нет».
Хм, непросто. Смотрим карту
- около Кубринска
узкоколейка пересекает
дорогу, да и помнится
проезжал я той дорогой,
колыхался по рельсам.
Решено, едем к переезду, а
там посмотрим. Выезжаем
обратно на шоссе и через
пару километров на юг,
сворачиваем на Торгашино.
Вновь неплохая, но узкая
дорога, едем около 90. А вот
и конец цивилизации - через
семь километров асфальт
кончается дальше идет
грунтовое шоссе. Скорость
30, колыхаемся в колеях и,
наконец достигаем
разъезда - ура! тут рельсы
на месте! Сворачиваем за
переездом налево к
торфяникам, через километр
открывается вид на
торфоразработки. Ставим
машину в тенек, выходим на
рельсы, которые в отличие
от Переславских немного
блестят - значит ими еще
пользуются. Идем по
рельсам вглубь торфяника,
обозревая окрестности. По
краям глубокие канавы с
темной водой. Впереди на
рельсах видны какие-то
вагоны. Далеко в стороне,
оранжевые Камазы
загружаются у экскаватора
МТП -71. Недалеко от них
видна стрела драглайна,
вроде как Э-652.
Сначала идем к вагонам. При
ближайшем рассмотрение
это оказывается
специализированный состав
с путеукладчиком во главе.
Рядом остовы штабелюющих
машин: МТФ-71 и МТФ-71А. Далее,
на соседнем пути, в тупике
стоит пассажирский вагон
(вроде как бытовка) и
локомотив. Чья-то
вандальная рука уже
разбила парочку окон в
локомотиве. На широкой
площадке рядом с рельсами
расположена непонятная
торфяная техника вся
довольно ржавая - какие-то
торфяные комбайны. Среди
них прячется парочка
Т-100МБ. А вот и приз! - на
другой стороне за рельсами
и глубоким каналом
расположился кран КПТ-1.
8-ми челюстной грейфер
завис над темной водой
таинственного шлюза.
Проворно перебравшись по
мосткам, подбираемся к
крану. Вид у него довольно
плачевный - чудесные
гнутые оконца отсутствуют,
вместо них прилажены
плоские стекла, а
образовавшаяся щель
закрыта ржавым металлом.
Несмотря на это аппарат
похоже рабочий - пахнет
смазкой, сбоку прилажены
канистры с
неприкосновенным запасом
солярки и масла.
Фотосессию прерывают
раскаты грома и быстро
темнеющее небо - отступаем
к машине. Ливень опережает!
Молнии сотрясают воздух.
Раздаётся громкий треск,
через мгновение сверкает
молния и раздается раскат
грома - ого, как близко! В
машину забрались
основательно промокшие.
Снаружи льет ливень,
внутри все мгновенно
запотело, мокрая собака с
лапами, перемазанными
торфом, забралась на
заднее сиденье. Все комары
с округи уже успели
спрятаться у нас в салоне -
просто праздник какой-то!
Но летние ливни быстро
заканчиваются - только
успели перекусить, взятыми
из дома припасами, как
выглянуло солнышко.
Идти по образовавшейся
торфяной жиже решительно
невозможно. Выруливаем на
дорогу и двигаемся вглубь
торфяника на машине, тем
более что по этой дороге
снует подозрительно много
легковых машин - там
впереди что-то интересное!
Брызги торфа весело
барабанят по днищу,
подъезжаем к драглайну.
Ух-ты! - да это же
редкостный ТЭ-3М! Стоит на
приколе, давно передав
эстафету в забое МТП-71.
Делаем несколько снимков и
едем дальше.
Что это там черненькое
белеется? Вот это да!
Водная гладь до горизонта
(ну, по крайней мере на
километр). Смотрим в карту -
тут нет никаких озер - одни
мелиоративные каналы. А
вот и машины, что сновали
по торфянику - стоят близ
воды. Теперь все ясно - это
вовсе не дачники или
любители торфа, а самые
настоящие рыбаки с
удочками и лодками. Брат
встречает знакомых со
школы - как оказывается,
когда были торфяные
пожары, здесь поступили
кардинально - затопили всю
эту дымящуюся площадь
водой из водохранилища -
вот вам и озеро с рыбой.
Насыпь с узкоколейкой
является берегом этого
рукотворного озера. Уже
поздно, нет времени идти
дальше по рельсам - они
тянутся до горизонта.
Поэтому, раскрыв маленький
секрет этого края
возвращаемся назад. Через
Кубринск, д.Ширяйку делаем
большой круг по пустынным
неожиданно ровным дорогам,
выезжаем на шоссе Р-104,
вливаемся в поток дачников
и благополучно
возвращаемся домой - поход
закончен.
|