WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Как работали желдорвойска в мирное время
С.В.Лелеко

Представленные на обзоре фотографии сделаны во время проведения тактико-специальных учений железнодорожных войск СА в 1981 году в Саратовской области, где Харьковская жд бригада, куда входил отдельный ж.д. батальон механизации из г.Лозовая, где мне довелось служить в должности главного инженера, выполняла работы по строительству вторых путей титула Сенная - Вольск Приволжской железной дороги. В те далёкие времена желдорвойска были обязаны работать очень быстро и качественно, без ошибок и брака, с высокой степенью механизации, и т.д. и т.п. Практиковались так называемые ТСУ (тактико-специальные учения), где солдаты и их командиры работали сутками, со сменой и питанием прямо в карьерах, на насыпях и прочих объектах, чтобы было «как на войне», в общем. Был очень строгий спрос за все эти вещи, а личное (в т.ч. более-менее нормальный отдых) должно было даже не упоминаться. Данное учение было задумано как «восстановление разрушенного участка в условиях воздействия условного противника» и было рассчитано на 10 суток, в ходе которых наш батальон, усиленный дополнительно техникой и личным составом другого мехбата, должен был в указанный срок отсыпать около 100 тысяч кубометров грунта со сдачей под укладку примерно 8 километров земляного полотна, т.е. целый перегон. Более точно цифры уже не помню, но на бумаге высокое начальство в Москве (учения были запланированы и проводились Главным управлением желдорвойск Советской армии) всё рассчитало, разделив одно на другое и получив результат. Никто, конечно же, не стал продумывать детали, на которые стоило бы обратить внимание - главное было навалить грунта побольше и…вовремя доложить Начальнику войск о выполнении поставленной задачи. Но ведь по этой задаче должны были потом идти поезда…
Итак, не сразу, но мне стало понятно, что надо готовиться… на кол, поскольку:
- Квалификация солдат и сержантов батальона была как у всех – низкая, в том числе и прибывших «на усиление» с самоходными скреперами и другой техникой,
- в качестве руководителей – начальников смен (в т.ч. для работы в ночные смены) собрали всех прапорщиков со складов и других, мало понимающих в разработке грунта начальников разных рангов и подготовки, которые считали… ходки самосвалов для отчёта. Это была главная «мина»: учёт отсыпанного грунта нужно вести только в плотном теле, после его разравнивания и уплотнения в теле насыпи – только так можно избежать ошибок в учёте земляных работ – к этому доводу моему никто не прислушался…
- нагнав огромное количество техники нужно было грамотно организовать её работу НА ПЯТИ ОСНОВНЫХ ЗАХВАТКАХ (участках), т.е. нужно было минимум пять грамотных инженеров, имеющих в своём распоряжении минимум по три подготовленных геодезиста ( т.е. 15 геодезистов!) – Москва посчитала, что хватит и своих, по-моему, человека 4 с одним инженером производственной части… Учёт сразу пошёл «липовый», и он ежесуточно всё больше искажался. Геодезисты, не зная ни сна ни отдыха, носились вместе со своим главным, нигде не успевая даже поправлять порушенную разбивку и высотники. Никакого оперативного контроля МЕЖДУ СМЕН осуществить не удавалось, поскольку… не было самих смен!
Успешно доложив через десять суток о выполнении задачи, начальство и его представители быстренько ретировались, не забыв забрать приданные механизмы, личный состав, и… мы начали контрольную нивелировку. Впервые за 10 суток! Мой командир, прекрасно зная что получится в итоге что-то явно НЕ ТО, культурно дистанцировался, приготовив мне группу воинов-железнодорожников с 10 самосвалами МАЗ-503 и пару экскаваторов с бульдозером и автогрейдером. И время, пока туда-сюда, и никто ничего не поймёт в Москве - 10 суток.
Недосыпка в твёрдом теле (после тщательного разравнивания и уплотнения всего участка) составил около семи тысяч кубометров грунта! И это, конечно же, не в одном каком-то месте, а на всех этих километрах! Больше полутора, насколько я припоминаю, месяцев, мне пришлось, практически лично (сам же виноват – значит и делай!) с солдатами и парой геодезистов, устранять недостатки. Не стану рассказывать о трудностях и сложностях, в том числе по поддержанию элементарной дисциплины… Разумеется, появился резонанс, дошедший до Москвы, Харькова, Киева (там был штаб корпуса). За дело взялись партийные органы, появилось ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО… На партсобрании мне что-то объявили, промыв мозги так, что было тошно. Кое-как, огромными усилиями вышестоящих (Харьковских, в основном) начальников, удалось пригладить аховые результаты этой военно-производственной игры. В конце концов, земляное полотно сдали под укладку путевому батальону – нашим же коллегам – железнодорожникам… Так строили «материально-техническую базу коммунизма» силами очень дешёвых для страны воинов желдорвойск, которые, хоть иногда и строили «поперёк», оставляли после себя десятки угробленных «насмерть» машин и механизмов, но всё рано, это было выгодно нашему могучему государству - ведь ежегодный ввод в эксплуатацию новых железных дорог исчислялся сотнями километров! А сколько было разных вспомогательных путей, и таких вот, вторых…


Досыпка под отметку слоя грунта самосвалами МАЗ-503 и скреперами Д-357П

Заезд на насыпь по откосу скрепера Д-357П

Забивка пазухи в земляном полотне бульдозерами Д-687 на Т-100МГП и Д-384 на ДЭТ-250

Бульдозер Д-687 с однорычажным приводом управления фрикционами

Отсыпка ЗП второго пути перегона . Самосвал КрАЗ-256. Справа - толкач Т-100М


Бульдозер Д-687 на тракторе Т-100МГП разравнивает слой грунта

Бульдозер ДЗ-27C на тракторе Т-130 в работе

Работа катка ДУ-16 с трактором Т-150К

Экскаватор ЭО-5122 с прямой лопатой в карьере

Автокран К-162 и портальный копер-кран ПКК2х1250


Бурильная машина БТС-150 на тракторе Т-100М

Прицепные скреперы Д-498 с тракторами Т-100МГС

Каток ДУ-16Г

Экскаватор Э-10011А (или Э-10011Д)

Экскаватор ЭО-4121


Погрузка грунта в автосамосвал КрАЗ-257 экскаватором ЭО-5122

Прицепной грейдер-элеватор Д-437 с трактором Т-100М

Разобраться с поломкой дизеля на месте!

Бульдозер на базе трактора Т-100МГП

Знатный бульдозерист мехбата!

Гл.инженер мехбата м-р С.В.Лелеко

Назад на страницу "Архивы"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru