|
Целей
поездки было две: встреча с
коллегой-единомышленником,
любителем старой техники,
моделистом и
коллекционером заводских
табличек строительных
машин Михаилом Беднарским
и вторая - совместная
поездка на Солотчинское
торфопредприятие.
Погода в этот субботний
день выдалась отличная.
Выехав пол-четвертого утра
из г.Электростали к девяти
часам я был уже в городе
Рязани, по пути сделав
немало снимков интересных
строительных машин для
пополнения фотогалерей
сайта. Встретились с
Михаилом и сразу
отправились в область.
Добыча торфа - весьма
специфическая отрасль, где
используются различные
"экзотические" машины
и механизмы.
Торфопредприятие
"Солотчинское" в
Рязанской области
основано в конце 30-х гг.
прошлого века и в своё
время было одним из
крупнейших поставщиков
торфа в области. Туда
специально провели
узкоколейную ветку от
близлежащей станции для
вывоза продукции.
Сейчас, когда потребность
в торфе сильно упала,
предприятие переживает не
лучшие времена: закрыт
завод по производству
торфобрикетов, разобрана
узкоколейка, о которой
напоминает лишь старый
путеукладчик и несколько
ржавых торфяных вагонеток.
Новой техники для добычи
торфа в
"Солотчинском"
практически нет. Здесь
ремонтируют машины,
прослужившие, как минимум,
10..20 лет не в самых лёгких
условиях.
Несмотря на все местные
неурядицы, к нам с
пониманием отнёсся
руководитель предприятия
тов.Беликов, который
рассказал о работе по
добыче торфа, позволил
осмотреть весь парк
техники и даже пройти на
поля торфодобычи, что
посторонним людям
запрещено по причине
пожарной опасности. В
результате было сделано
много интересных снимков...
До недавнего времени
использовались два
механических
торфопогрузчика КТГ-1А на
базе тракторов ДТ-55
(болотоходная модификация
ДТ-54). Сейчас останки
одного из них
"украшают"
территорию. Про работавший
здесь когда-то Т-100МБ уже
почти никто не помнит...
Вся техника и тягачи для
торфодобычи имеют
расширенно-удлинённый
гусеничный ход для работы
на болотистых грунтах. На
территории предприятии
встретилась такая техника,
как специальные
тракторные прицепы МТП-24Б
Нелидовского завода
торфяного машиностроения,
явно с использованием
деталей ходовой части
болотоходного трактора ДТ-75,
два погрузчика
выкорчеванных пней МТП-29А
1984 года выпуска, запчасти
первого из которых идут на
ремонт второго. Кроме того,
имеется много прицепной
техники: торфяных
рыхлителей, фрез,
сборщиков и проч. Наиболее
интересная машина - МК-1,8-01
(по другому МТП-32А) -
применяется для рытья и
ремонта картовых канав
глубиной до 1,8 м.
Работает в прицепе с
тракторами Т-100МБ, Т-130БГ.
Машина 1968 года выпуска
выпуска, того же
Нелидовского завода, за
номером 111.
Встретился только один
бульдозер ДТ-75Н с
нормальной шириной
гусениц, который, скорее
всего, убирает зимой снег с
территории или находится
"на подхвате", как
тягач.
В основном на предприятии
использовались и сейчас в
применении Волгоградские
трактора ДТ-75Б, но есть и
три ЧТЗ, два из которых -
Т-130 и Т-130Б оборудованы
бульдозерами, а один Т-170
используется как тягач для
прицепных машин. При этом
задействован как ВОМ
трактора, так и его
гидросистема.
На торфопредприятии
работают два
торфопогрузочных крана
МТТ-16, оборудованные
восьмичелюстными
грейферами, а так же
погрузочный кран МТТ-12 на
базе ДТ-75Б. Есть и
гидравлический экскаватор
Ивановского завода - МТП-71,
копающий на торфяных полях
ковшом специального узкого
профиля каналы осушения.
Кабина на нем установлена
уже от МТП-71А.
На поле также встретили
машину МТФ-71А - наваливает
торф в большие кучи
(штабели) и называется
штабелюющая. Подъезжают к
краю поля трактора ДТшки с
прицепными бункерами,
вываливают торф и уезжают
дальше, а МТФ-71А создает из
этих небольших куч одну
большую.
На торфопредприятии мы
пробыли около четырех
часов. Далее отправились
на лесоперерабатывающее
предприятие, находящееся
по соседству с
"Солотчинским", где,
по информации Михаила,
должны были еще находиться
два Т-100. Но "охотники за
ломом" добрались и сюда,
в результате мы увидели
только следы от их
разделки.
Однако, был
сфотографирован
лесохозяйственный трактор
ЛХТ-55 Онежского завода с
плугом.
На обратном пути заехали
на Окский затон -
предприятие по намывке
песка, где трудится кран -
"ветеран" КПТ-1
(кстати, тоже торфяной),
отлично сохранившийся и
работающий сейчас. Его
фотографии есть на сайте.
Домой вернулся незадолго
до полуночи, усталый, но с
отличным зарядом
положительных эмоций! И
огромным количеством
хороших снимков.Александр
Аверин 04.06.2005 г.
|