Как
правило, идея посетить то
или иное место с целью
сбора информации о старой
советской технике
рождается спонтанно. Время
не стоит на месте, и всё
меньше становится
возможностей найти
продукцию советских
машиностроительных
заводов, столь массово
выпускавшуюся во времена
СССР. К сожалению, сейчас в
России, да и на всей
остальной территории
бывшего Союза можно
встретить уже лишь единицы
раритетных агрегатов, не
считая нескольких
памятников «трудовой
славы» сомнительной
сохранности. Да и это
относится в основном к
тракторам, а землеройной,
дорожной и мелиоративной
техники не осталось даже
на постаментах.
Правда, в странах так
называемого бывшего
«соцлагеря» в Восточной
Европе некоторое
количество отправленных
туда в своё время в рамках
международного
экономического
сотрудничества машин
советского производства
реставрируется,
поддерживается в рабочем
состоянии. Но всё это - лишь
хобби разрозненных
владельцев этой техники.
Тем больше было моё
удивление, когда на форуме
в интернете промелькнула
информация о наличии в
Финляндии, стране, которая
социалистической никак не
являлась, некоего музея с
экспонатами, имеющими
прямое отношение к теме
нашего сайта! Более того,
обнаружились несколько
фотографий из этого музея
на сайте финской компании
VAPO, занимающейся добычей и
переработкой торфа в
стране. На тех фото я узрел
экскаватор ТЭ-3М, за
которым охочусь с
фотоаппаратом не первый
год. Участь поездки была
решена.
Невзирая на почерпнутую с
финского сайта информацию
о том, что музей закрыт на
зиму уже с сентября, я
купил трёхдневный тур,
которого, по моим
прикидкам, должно было
хватить, чтобы на
перекладных
добраться-таки до этого
затерянного в финских
лесах места. На крайний
случай, думал я, перелезу
через ограду. Слишком
многое поставлено на
карту.
Моё путешествие из
Хельсинки на автобусе с
пересадкой, а затем на
такси заслуживает
отдельного разговора, но
не здесь. Не зная финского
языка, с запасом в
несколько английских слов,
я добрался-таки до места.
Таксист оказался
покладистым и согласился
подождать меня полчаса. В
результате прождал он
полтора. Ждал бы он и
дольше, но я рассчитывал
вернуться в столицу
затемно, ибо ночевка в
октябрьском лесу меня не
прельщала.
И вот свершилось: среди
деревьев я УВИДЕЛ ЭТО!
Не понадобилось ни давать
взяток, ни лезть через
колючую проволоку. На
нескольких полянах в лесу
рядом с закрытыми по
сезону зданиями
торфопредприятия стояла
до боли знакомая торфяная
техника, многие образцы
которой я видел до этого
лишь в справочниках да на
нечётких газетных
вырезках. Каюсь, там было
несколько образцов
импортных машин, но я уже
заметил среди леса
знакомую стрелу
«Ивторфмаш» и не уделил
иномаркам достаточного
внимания. И без них было
чем полюбоваться! За
полтысячи километров от
русской границы, в стороне
от населённых пунктов,
стоит в замечательной для
своего возраста
сохранности техника,
которую в её родной стране,
как водится, давно
переплавили бы на лопаты.
Можно было подумать, что я
нахожусь где-нибудь под
Рязанью году эдак в
восьмидесятом. Странное
ощущение!
В 60-е года прошлого
столетия заводы торфяного
машиностроения наладили
серийный выпуск полного
комплекта оборудования,
необходимого для добычи
торфа и его переработки.
Надо сказать, что
торфодобывающая техника
регламентируется
отдельными ТУ
(техническими условиями на
изготовление) и имеет
также собственную систему
обозначения машин.
Например, многоковшевой
экскаватор продольного
копания МТК-14А, который я
встретил в этом музее, по
обычной индексации
землеройной техники
должен иметь обозначение
ЭТЦ, а тот же торфяной
экскаватор ТЭ-3М должен
быть ЭО - экскаватор
одноковшевой. Конструкция
машин для добычи торфа
весьма разнообразна, за
исключением того, что вся
техника имеет широкий
болотоходный гусеничный
ход, не исключая и
прицепную. Неподалёку от
ТЭ-3М мне бросился в глаза
знакомый бункер: прицепная
уборочная машина МТФ-41
родного Рязанского завода
«Торфмаш». Вот так встреча!
Да ещё в сцепке с ДТ-75Б
1972-го года выпуска! Кстати,
в музее есть ещё один
«круглый» 75й с прицепной
фрезерной машиной БФ-4,0.
Трактор
Т-100МБГС 1971 г.выпуска
(Челябинский
тракторный завод) со
шнековым
профилировщиком торфа |
Гусеничный
прицеп-самосвал МТП-24Б
1978 г.выпуска
(Нелидовский завод
торфяного
машиностроения) |
Машина
МТП-41 (МТП-42А) 1971
г.выпуска для
глубокого
фрезерования
кустарника
(Нелидовский завод
торфяного
машиностроения) |
Трактор
ДТ-75Б 1972 г.выпуска
(Волгоградский
тракторный завод) с
машиной для уборки
фрезерного торфа МТФ-41
1972 г.выпуска (завод
"Рязторфмаш") |
Торфяной
экскаватор ТЭ-3м 1974
г.выпуска; зав.№4838
(завод
"Ивторфмаш") |
Трактор
ДТ-75Б-С4 1973 г.выпуска
(Волгоградский
тракторный завод) с
фрезерным барабаном
БФ-4,0 (МТФ-11) 1975
г.выпуска (горьковский
завод торфяного
машиностроения им.
Я.М.Свердлова) |
Машина
БПФ-2М 1962 г.выпуска;
зав.№193 (завод
"Ивторфмаш") |
Машина
МК-1,8-01 (МТП-32А) для
рытья и ремонта
картовых канав
(Нелидовский завод
торфяного
машиностроения) |
Перевалочно-уборочная
машина ФПУ-1 1963
г.выпуска; зав.№55
(завод
"Ивторфмаш") |
Штабелюющая
(окаравнивающая)
машина ОФ-8 1975
г.выпуска (Гомельский
завод торфяного
машиностроения) |
Экскаватор
МТК-14А 1974 г.выпуска |
Торфяной
экскаватор AKERMAN 350 1950
г.выпуска (Швеция) |
Трактор
ДТ-55Б 1963 г.выпуска
(Волгоградский
тракторный завод) с
прицепной
корнеуборочной
машиной РКС-4 1961
г.выпуска |
Стилочная
машина дизельная СМД-4
197х г.выпуска (завод
"Ирпеньмашторф") |
Бульдозер
на базе трактора
Т-100МЗБГС 1979 г.выпуска
(Челябинский
тракторный завод) с
машиной МТП-26А для
сплошной корчевки
пней (Нелидовский
завод торфяного
машиностроения) |
Электростанция
ЭСУ-2А с пассажирским
вагоном типа ПВ |
Но это было ещё не
всё: неподалёку
обнаружился редчайший
трактор ДТ-55А с прицепной
корнеуборочной машиной
РКС-4. Я обратил внимание,
что все информационные
таблички в кабине - на
английском языке. ВгТЗ
держал марку на экспорт! А
музей преподносил один
сюрприз за другим -
пресловутый торфяной
комбайн БПФ-2М с гордой
табличкой «made in USSR» на
кабине. Эта машина собрана
на узлах трактора ДТ-54А,
оперение и кабина
уникальны. В России этих
комбайнов не осталось
совсем.
Рядом с упомянутым выше
траншеекопателем МТК-14А
стоит стилочная машина
СМД-4 завода
«Ирпеньмашторф», которую я
ранее не видел даже на
фото.
Сейчас на некоторых
российских торфяных
месторождениях ещё можно
застать штабелюющую
машину МТФ-41. А в финском
музее находится её
предшественник - машина
ОФ-8, выпущенная в 1975-м году.
Она издалека заметна своей
оранжевой кабиной от
серийного трактора тех лет
ДТ-75, но с немного
увеличенной площадью
обзора. Неподалёку от неё -
уборочная машина ФПУ-1,
также оригинальной
конструкции, с
прогрессивным для того
времени гидроприводом
подъёма рабочего органа и
транспортёра, правда,
совмещённого с канатными
полиспастами.
Не обошлось дело и без
тракторов Челябинского
завода. В музее их два, как
и волгоградских ДТ-75Б: у
первого, более старого,
спереди навешен шнековый
профилировщик торфа, у
другого сзади - машина для
корчевания пней и камней
МТП-26А. Кстати, актуально,
так как в Финляндии
скальные породы залегают
неглубоко, и почва поэтому
сильно засорена камнями.
Интересна конструкция
кронштейнов передней
навески на этих тракторах,
не приспособленных под
«переднюю» гидравлику.
Напрашивается мысль, что в
Финляндию промышленные
модификации ЧТЗ почему-то
не поставлялись.
Внезапно я заметил как-то
затерявшийся сначала
небольшой экскаватор..
Неужели Э-352, единственный
«живой» образец которого
находится в Эстонском
музее сельского
хозяйства?! Но увы!
Оказалось - шведское
изделие. Кстати,
отличительная особенность
импортной торфяной
техники - деревянные траки
гусениц. Это может быть, и
экологично, но
недолговечно. Практически
на всех машинах траки
превратились в труху.
Незаметно пролетело время.
Промок я по колено, но
ничто теперь не могло
ухудшить моего настроения!
Напоследок заснял невесть
как затесавшийся в эти
места узкоколейный состав
опять же советского
производства -
электростанция ЭСУ-2А с
пассажирским вагоном типа
ПВ (по слухам, в нём
находилась столовая для
рабочих) и внезапно
почувствовал, как
проголодался и устал.
Несмотря на нехорошие
предчувствия, обратный
автобус всё же появился.
Всю дорогу я просматривал
отснятый фотоматериал и
думал, что, бесспорно,
Финляндия - «страна тысячи
озёр», но не для всех.
|