Отчаявшись
уже когда-нибудь увидеть
ещё «живой» трактор Т-100МБ
на широких «болотных»
гусеницах, я решил
использовать последнюю
возможность, и посетить
место, где по рассказам
знающих людей мог
находиться один из таких
тракторов, причём в
рабочем состоянии. Мне
сказали, что трактор
находится рядом с посёлком
Болонь Клепиковского
района Рязанской области.
Кроме того, там могло
находиться ещё много
интересной техники.
Надо сказать,что посёлок
Болонь, основанный в 1952
году, расположен на холме
посреди торфяных болот
(откуда, видимо, и его
название), и входит в
систему торфопредприятий,
добывающих торф для
подмосковной Шатурской
ГРЭС. Остановки рядом с
посёлком нет и пришлось
возвратиться немного
назад по трассе. К своему
удивлению, в лесу я вдруг
увидел рельсы, да ещё и
узкой колеи! Разумеется, я
пошёл по линии УЖД, тем
более, что мне было с ней по
пути!
Рельсы вывели меня к
станции Пилёво, или, как
называют её местные жители
- Пилево, с ударением на
первый слог (видимо, в тех
краях принято давать
названия населённым
пунктам по их
принадлежности!). От самой
станции УЖД практически
ничего не осталось, но до
сих пор работает
лесопилка, стоит кран БКСМ
и несколько трелёвочников
ТДТ-55А, причём один из них
оборудован
лесопогрузчиком ПЛ-1В 1988 г.
выпуска.
|
|
Местная
бабушка задала мне
направление на Болонь и
скоро я уже был там. Держа
ориентир на высокую трубу
котельной при торфозаводе,
я прошёл по главной улице,
сфотографировав по пути
сарай, сделанный из кузова
крана КПТ-1 1970 г. выпуска.
Это вселило надежду
увидеть там такой же кран,
но на ходу.
На территории
торфопредприятия первым
делом меня удивило почти
полное отсутствие техники,
кроме прицепной
торфоуборочной машины и
нескольких ржавых кабин от
тракторов ДТ-75. Пройдя
дальше, я с удивлением
обнаружил действующее
узкоколейное депо с
несколькими тепловозами и
сделал вывод, позднее
оказавшийся правильным:
вся техника разбросана по
торфоучасткам в лесах, а
торф до сих пор вывозят в
посёлок по УЖД!
Сфотографировав стоящий
на платформе кран КТГ на
базе ДТ-75Б и пожарный
насос, сделанный из такого
же трактора, я пошёл по
рельсам в направлении
торфополей.
Вскоре показался
торфоперегруз, на котором
стоял кран МТТ-16 с
грейфером (увы, не КПТ) и
лежала поворотная
платформа от такого же
крана. Сфотографировав всё
это, я направился по
запасным путям, отмечая
про себя обилие подвижного
состава: вагонов для торфа
ТСВ, цистерн и грузовых
платформ. Скоро дорога
слилась в одну колею, с
глубокими канавами по
бокам. На насыпи лежал в
изобилии торф и я понял,
что я на верном пути.
Пройдя несколько
километров, я увидел
приближающийся тепловоз!
Машинисты долго
удивлялись моему
присутствию в этих лесах, и
предложили выпить:
оказалось, что шестое
апреля - День
Железнодорожника! Я
вежливо отказался, но
расспросил их про
местонахождение
торфополей. Оказалось
вроде бы недалеко…
Пройдя ещё несколько
километров, я с
облегчением услышал среди
болот характерный шум
тракторных дизелей. Это и
был торфоучасток №1, как
мне и сказали машинисты.
На огромной поляне стояла
долгожданная техника,
причём сразу же в глаза
бросился небольшой серый
трактор! Правда, это был не
ДТ-54А (как я сначала
подумал), а Т-74. Но и он
является уже настоящим
раритетом, как и стоящий с
ним рядом «круглый» ДТ-75!
Ещё один бульдозер ДТ-75
«ранней» оранжевой
окраски ещё с дизелем СМД-14
стоял невдалеке. Эти три
трактора - единственные
там с «нормальными»
гусеницами, остальные -
болотоходы. В основном это
ДТ-75Б, которые работают с
прицепными
торфокомбайнами МТФ-43 и
конечно, тракторный кран
МТТ-12. Есть несколько новых
тракторов «Беларусь».
Кроме этого, я с удивлением
увидел Т-130МБГС-1 с
прицепленной к нему
машиной для глубокого
фрезерования МТП-42А.
Второй такой же агрегат
находился в то время где-то
на дальнем конце участка.
Об этом мне сказал
начальник участка №1
Владимир Алексеевич
Анисин. На мой вопрос о
тракторе Т-100МБ он ответил,
что этих тракторов в
здешних местах нет уже лет
двадцать. Про экскаватор
ТЭ-3м тоже не слышно уже
давно, хотя по дороге,
возле насыпи, мне попалась
смятая и ржавая от него
кабина.
Я спросил
начальника о структуре
торфопредприятия, и
оказалось, что кроме них, в
окрестностях расположены
ещё три торфоучастка!
Вполне возможно, что
трактор находится на одном
из них. Кстати, по словам
Владимира Алексеевича
база торфодобычи в
окрестностях Рязани,
которую мы с автором этого
сайта посещали в прошлом
году, не что иное, как
участок №5 того же
Мещёрского
торфопредприятия. Обойдя
территорию, я
сфотографировал останки
ещё одного Т-74 и ещё один
кузов от крана КПТ. Кранов
на ходу (даже МТТ-16) на
участке, к сожалению, не
было…
Выяснилось, что идти
десяток километров назад в
Болонь не придётся, так как
за рабочими придёт вечером
тепловоз. Дождавшись его, я
попросился в кабину (в
первый раз в жизни!), где
был встречен весёлыми по
случаю праздника
машинистами. Под музыку из
магнитофона и перестук
колёс до посёлка доехали
удивительно быстро.
Диспетчер по рации
поздравила бригаду с
праздником и я подумал, что
зря считается, что у нас в
стране покончено с
узкоколейными железными
дорогами!
Попрощавшись с
машинистами и рабочими, я
поспешил по направлению к
трассе, ждать автобус до
дома. По дороге я уже
твёрдо знал, что
обязательно вернусь в эти
края, чтобы исследовать
остальные полевые базы в
поисках машин и механизмов
прошлых лет, и пешком мне
туда идти уже точно не
придётся! : )
|
|