|
Идея
посетить Переславский ж/д
музей-заповедник бродила в
моей голове уже давно…
Мешало отсутствие времени
и неоднократно слышаная
мною информация о
труднодоступности этого
уголка раритетной техники.
Но вот на одном из
транспортных сайтов
промелькнула фотография
узкоколейного крана КЖУ-О,
находящегося среди
экспонатов, и судьба
поездки была решена! К
слову сказать, практически
все экспонаты -
действующие, и кран этот
(на базе торфяного крана
КПТ-1”Ивторфмаша”)
используется по своему
прямому назначению, то
есть для погрузки и
разгрузки зачастую весьма
тяжеловесных узлов
железнодорожной техники.
Доехав до
Переславля-Залесского, и
пересев на местный ПАЗик, я
наконец оказался у цели. И
как раз первое, что я
увидел, был именно этот
кран! На самом деле,
экспозиция музея весьма
разнообразна, но особого
внимания в контексте
нашего сайта заслуживают,
конечно, машины на базе
тракторов. Их в музее
несколько: прежде всего -
два мотовоза МД-54,с
использованием узлов
трактора ДТ-54, откуда и
название. Один - более
раннего выпуска,
практически - трактор на
рельсах, и второй - с более
просторной кабиной. К
сожалению, на более раннем
МД кабина стоит уже от
трактора Т-74, а сам он
находится в весьма
плачевном состоянии… Но
надо сказать, что
вариантов мотовоза МД-54
было несколько и не
исключено, что на какие-то
партии могли и серийно
устанавливать кабину и
оперение от Т-74. Кроме того,
в музее есть две
передвижные
электростанции ЭСУ,
моторный отсек которого
полностью взят от
болотоходного трактора
Т-100МБ Челябинского ТЗ. И
ещё один настоящий раритет
ждал меня под навесом -
трактор”Универсал-2”
Владимирского тракторного
завода, к сожалению с
передними колёсами от
“Беларуси” и с
разобранным в
незапамятные времена
двигателем, запчастей к
которому сейчас достать
уже невозможно. Но и в
таком виде эта машина
представляет собой
уникальное зрелище!
Не считая нескольких
паровозов, дрезин и
вагонов, на путях музея
стоят и две автодрезины (не
путать с ГАЗ-51!) - пожарная и
инспекторская. К
Горьковскому автозаводу
они не имеют отношения,
просто при их изготовлении
использовались узлы от
всем известного
автомобиля тех лет. Не так
давно в музей поступила
ещё одна автодрезина -
собранная с
использованием узлов от
грузовика ЗиС-5! Причём до
недавнего времени она ещё
и эксплуатировалась на том
предприятии, откуда её
потом перевезли в музей!
Кроме ж/д техники, музей
имеет и небольшой парк
раритетных автомобилей,
некоторые из которых я
сфотографировал:
Урал-ЗиС-355,останки ГАЗ-АА
(с заводской табличкой!) и
военный тягач Прага-V3S. Ни
на секунду я не пожалел,
что проделал такой путь,
чтобы побывать в этом
уникальном музее.
Отдельное спасибо
хотелось бы сказать
сотруднику музея Дмитрию
Сутягину, вместе с которым
мы сражались с непокорными
кожухами и капотами, для
того, чтобы я мог сделать
фотографии двигателей,
расположенных за ними.
Несмотря на уже довольно
позднее время, Дмитрий
ответил на все
интересующие меня вопросы
и записал для связи
координаты techstory.ru.
На следующий день я решил
наведаться в местное
торфопредприятие в селе
Купань, где по словам
Дмитрия Сутягина работал
кран МТТ-16. Была надежда
встретить там более старые
образцы техники… Поиски
увенчались успехом, и даже
то, что по пути я по колено
нырнул в торфяное болотце,
не испортило мне
настроения! Как и
большинство предприятий
этого рода, Купанское
переживает сейчас не
лучшие времена. В своё
время был даже построен
посёлок при узкоколейке,
обслуживающей
торфоразработки, который в
данный момент выглядит
умирающим и безлюдным.
Насколько я понял, из
техники в рабочем
состоянии находятся
только торфяной
экскаватор МТП-71А и пара
кранов МТТ-16. От крана КПТ-1
я обнаружил на одном из
огородов лишь ржавый
кузов. Рядом с
ремонтно-механической
мастерской стоит (явно не
первый год) трактор Т-130Б,
несколько ДТ-75Б ещё в
ранней оранжевой окраске и
несколько остовов другой
техники, включая такой же
МТП и несколькоТ-150К. Всё
это я отснял, в том числе и
стоящий рядом с котельной
гусеничный прицеп
неизвестного назначения.
Что характерно - весь
посёлок был буквально
испещрён свежими следами
тракторов ЧТЗ, которые,
видимо, сравнивают с
землёй остатки
узкоколейной насыпи, но
самих этих тракторов я не
обнаружил, сделав вывод,
что они приезжают из
соседнего хозяйства,
попасть в которое я уже не
успевал...
Ну что ж, теперь есть повод
ещё раз посетить тамошние
места, и конечно - с
фотоаппаратом!Михаил
Беднарский. 2006 г.
|