WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Поездка в Переславский железнодорожный музей-заповедник

 
Идея посетить Переславский ж/д музей-заповедник бродила в моей голове уже давно… Мешало отсутствие времени и неоднократно слышаная мною информация о труднодоступности этого уголка раритетной техники. Но вот на одном из транспортных сайтов промелькнула фотография узкоколейного крана КЖУ-О, находящегося среди экспонатов, и судьба поездки была решена! К слову сказать, практически все экспонаты - действующие, и кран этот (на базе торфяного крана КПТ-1”Ивторфмаша”) используется по своему прямому назначению, то есть для погрузки и разгрузки зачастую весьма тяжеловесных узлов железнодорожной техники.
Доехав до Переславля-Залесского, и пересев на местный ПАЗик, я наконец оказался у цели. И как раз первое, что я увидел, был именно этот кран! На самом деле, экспозиция музея весьма разнообразна, но особого внимания в контексте нашего сайта заслуживают, конечно, машины на базе тракторов. Их в музее несколько: прежде всего - два мотовоза МД-54,с использованием узлов трактора ДТ-54, откуда и название. Один - более раннего выпуска, практически - трактор на рельсах, и второй - с более просторной кабиной. К сожалению, на более раннем МД кабина стоит уже от трактора Т-74, а сам он находится в весьма плачевном состоянии… Но надо сказать, что вариантов мотовоза МД-54 было несколько и не исключено, что на какие-то партии могли и серийно устанавливать кабину и оперение от Т-74. Кроме того, в музее есть две передвижные электростанции ЭСУ, моторный отсек которого полностью взят от болотоходного трактора Т-100МБ Челябинского ТЗ. И ещё один настоящий раритет ждал меня под навесом - трактор”Универсал-2” Владимирского тракторного завода, к сожалению с передними колёсами от “Беларуси” и с разобранным в незапамятные времена двигателем, запчастей к которому сейчас достать уже невозможно. Но и в таком виде эта машина представляет собой уникальное зрелище!
Не считая нескольких паровозов, дрезин и вагонов, на путях музея стоят и две автодрезины (не путать с ГАЗ-51!) - пожарная и инспекторская. К Горьковскому автозаводу они не имеют отношения, просто при их изготовлении использовались узлы от всем известного автомобиля тех лет. Не так давно в музей поступила ещё одна автодрезина - собранная с использованием узлов от грузовика ЗиС-5! Причём до недавнего времени она ещё и эксплуатировалась на том предприятии, откуда её потом перевезли в музей!
Кроме ж/д техники, музей имеет и небольшой парк раритетных автомобилей, некоторые из которых я сфотографировал: Урал-ЗиС-355,останки ГАЗ-АА (с заводской табличкой!) и военный тягач Прага-V3S. Ни на секунду я не пожалел, что проделал такой путь, чтобы побывать в этом уникальном музее.
Отдельное спасибо хотелось бы сказать сотруднику музея Дмитрию Сутягину, вместе с которым мы сражались с непокорными кожухами и капотами, для того, чтобы я мог сделать фотографии двигателей, расположенных за ними. Несмотря на уже довольно позднее время, Дмитрий ответил на все интересующие меня вопросы и записал для связи координаты techstory.ru.
На следующий день я решил наведаться в местное торфопредприятие в селе Купань, где по словам Дмитрия Сутягина работал кран МТТ-16. Была надежда встретить там более старые образцы техники… Поиски увенчались успехом, и даже то, что по пути я по колено нырнул в торфяное болотце, не испортило мне настроения! Как и большинство предприятий этого рода, Купанское переживает сейчас не лучшие времена. В своё время был даже построен посёлок при узкоколейке, обслуживающей торфоразработки, который в данный момент выглядит умирающим и безлюдным. Насколько я понял, из техники в рабочем состоянии находятся только торфяной экскаватор МТП-71А и пара кранов МТТ-16. От крана КПТ-1 я обнаружил на одном из огородов лишь ржавый кузов. Рядом с ремонтно-механической мастерской стоит (явно не первый год) трактор Т-130Б, несколько ДТ-75Б ещё в ранней оранжевой окраске и несколько остовов другой техники, включая такой же МТП и несколькоТ-150К. Всё это я отснял, в том числе и стоящий рядом с котельной гусеничный прицеп неизвестного назначения. Что характерно - весь посёлок был буквально испещрён свежими следами тракторов ЧТЗ, которые, видимо, сравнивают с землёй остатки узкоколейной насыпи, но самих этих тракторов я не обнаружил, сделав вывод, что они приезжают из соседнего хозяйства, попасть в которое я уже не успевал...
Ну что ж, теперь есть повод ещё раз посетить тамошние места, и конечно - с фотоаппаратом!

Михаил Беднарский. 2006 г.


Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru

Инструкции по ремонту и обслуживанию немецких машин Audi A6 C5 Allroad AudiManual.ru/A6/C5-AR