|
Речь
пойдет о подъездных путях
ОАО «Балашихинский
литейно-механический
завод» (БЛМЗ) в районе
платформы Горенки в
западную промзону
г.Балашихи, Московской
области. К северу от
станции находится лесной
массив и довольное крупное
в прошлом Мазуринское
озеро, долгое время бывшее
известной зоной отдыха.
Для доставки трудящихся к
озеру периодически
назначались «поезда
здоровья» - электропоезда
Москва-Горенки.
Красивейшее в то время
озеро принимало гостей из
Столицы. Оборудованные
зоны отдыха, пляжи и
детские площадки радовали
гостей.
Формально Горенки
являются парком станции
Балашиха, хотя расположена
на расстоянии 2 км.
Управление стрелочными
переводами осуществляется
со станции Балашиха. До
момента внедрения
электрической
централизации стрелок
(ориентировочно до 1970-х
годов) Горенки были
полноценной станцией,
здесь работал дежурный.
Сейчас в Горенках два пути
- один главный, второй путь
служит разъездом. От него
идет подъездной путь в
западную промзону
Балашихи.
Все подъездные пути
протяженностью примерно 16
км принадлежат БЛМЗ,
обслуживались которые 72
цехом. На территорию
завода было четверо
въездных ворот. Когда
подавали вагоны под
разгрузку, диспетчер
звонил в охрану, которая
открывала ворота. Цех
работал круглые сутки,
постоянно шли грузы. Грузы
приходили совершенно
разные. Большую долю
составляло сырье для
литейки: силумин и чугун в
чушках, кислота в бутылях,
фанера для модельно цеха,
сталь в пачках для штампов
и песок для формовки.
Последний разгружали за
территорией завода, где
вдоль путей были целые
барханы. Осенью приходили
вагоны арбузов и дынь для
торговли, холодильники с
рыбой для зверсовхоза. В
крытых приходила фанера,
крахмал, соль, да много что
привозили.С
Балашихинского
автокранового завода
вытягивали составы с
кранами на отправку - все
наверное перечислить
невозможно. 72 цех
обслуживал тогда весь
город.
Несколько раз вышибали
ворота вагонами, вагоны
тогда раскидывали по путям
(тупикам). Сцепщик
распускал сцепку и
тепловоз толкал
отцепленный вагон,
тормозил, а вагон ехал
дальше на сцепку с другими
вагонами. Ну и бывало не
туда перевели стрелку! Это
было наверное самое
опасное и страшное, когда
вагон один идет бесшумно и
в тупиках мог оказаться
кто угодно. Стрелки раньше
имели светящиеся флюгарки
с лампами на 36 вольт,
которые позже заменили на
указатели.
Балашихинский
литейно-механический
завод основан в 1932 году. В
послевоенный период на
БЛМЗ наладили выпуск
взлетно-посадочных
устройств для новых типов
самолетов. С 1946 года стал
серийным заводом по
выпуску авиационной
техники. Завод
специализируется на
серийном изготовлении
авиационных колес,
тормозов и агрегатов
управления тормозными
системами для
отечественной авиационной
техники. В этой промзоне,
кроме БЛМЗ, есть 345
Механический завод,
образованный в 1946 г. по
директиве Генерального
штаба ВС СССР. Цель его
создания - изготовление и
поставка
металлоконструкций и
оборудования на
спецобъекты.
На огромной территории за
депо был поворотный круг.
Тепловозы положено иногда
переворачивать, что бы не
снашивалась колесные пары.
Круг большой был и занимал
все место от депо до
Понизиловки (кстати
название домов пошло от
эл.подстанции). Можно было
развернуть тепловоз и пару
вагонов одновременно. Его
разобрали перед
постройкой нового корпуса,
тогда стал приходить
огромный кран и им
переворачивали тепловозы.
Тут же размещалась свалка
из разноцветных отходов
титанового литья в лужах с
камышами - зрелище было
космическое.
В депо снимали и
перебирали дизеля. На
втором этаже
располагалась комната
мастера и электрика. Помню
мастеров Буйнова, Горина;
сварщика "от Бога" -
Соломатина дядю Борю,
который мог сварить всё
что угодно!. Именна и
отчества уже к сожалению
забылись. На первом этаже
были аккумуляторная
комната и помещение со
станками: сверлильный,
токарный, наждачный,
фрезерный. В самом депо
посередине яма смотровая,
ворота огромные,
утепленные.
На станции была
конструкция, используемая
для дробления песка в
вагонах перед разгрузкой.
Дробилка была фабричная и
изначально вешалась на
кран. Стояла около депо и
когда зимой приходил
мерзлый песок в
полувагонах, её привозили
и подцепляли к лебедке.
Дробилка состояла из двух
электродвигателей с
эксцентриками, которые
раскручиваясь заставляли
вибрировать механизм с
пиками, дробившими песок.
Конструкция была не очень
удачная, поэтому
крановщики чаще долбили
песок грейфером или
загоняли вагон в
"тепляк" - был такой
ангар с положительной
температурой, где песок
оттаивал.
Заводской снегоочиститель
СДПМ оказался велик для
подъездных путей и не
удобен, по-этому его быстро
забросили. К тому же он
весь на воздухе и здоровый,
а на тепловозах все шланги
воздушные сняты были.
Изобретение заводских
Кулибиных - самодельный
снегоочиститель На
платформе установили
дизель-электрическую
станцию от ж/д крана.
Стрела с рабочим органом
поднималась или
опускалась от редуктора,
приводимого в действие
эл.мотором. Щетку
раскручивали два
эл.двигателя. Регулировка
ширины очистки от снега
осуществлялась в ручную.
Управлять этим
сооружением было
достаточно сложно и на это
задействовалось два
человека. Один постоянно
следил за амперметром
эл.двигателей щетки.
Толкал это сооружение
тепловоз и связь
осуществлялась жестами.
Щетка набивалась
железными тросами,
эффективность была просто
потрясающая - чистило все
до земли.
На железнодорожных кранах
использовались четыре
типа грейфера для сыпучих
грузов, грейфер для
пиломатериалов, два типа
крюков: один простой, на
который вешали магнитную
плиту для разгрузки и
погрузки черных
металлолов, и большой, с
четырехкратной запасовкой
троса для тяжелых грузов. В
цеха штамповки разгружали
сталь в пачках - это целая
процедура! Кран ставили на
опоры и бригада чалила
пачки - а они до 10 тонн
доходили. Краны 16 или,
иногда, 25 тонные
использовали, но уж больно
медленные в работе. Самый
большой объём
разгрузочных работ
приходился на песок
формовочный и глину
(т.н."тамбовка", из
Тамбова поставляли).Техника
которая была в жд цехе
БЛМЗ:
Тепловозы ТГМ1-1425, ТГМ1-1743 и
ТГМ23Б-1650;
Снегоочиститель СДПМ;
ЖД краны: КДЭ161-740, КДЭ163-1185,
КДЭ-253-257;
Дрезина ДГКУ.
Автор
материала Кирилл
Островский. За интересную
информацию отдельное
спасибо Зубкову Андрею,
работавшему в этом депо
|