WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


72 железнодорожный цех БЛМЗ

Речь пойдет о подъездных путях ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» (БЛМЗ) в районе платформы Горенки в западную промзону г.Балашихи, Московской области. К северу от станции находится лесной массив и довольное крупное в прошлом Мазуринское озеро, долгое время бывшее известной зоной отдыха. Для доставки трудящихся к озеру периодически назначались «поезда здоровья» - электропоезда Москва-Горенки. Красивейшее в то время озеро принимало гостей из Столицы. Оборудованные зоны отдыха, пляжи и детские площадки радовали гостей.
Формально Горенки являются парком станции Балашиха, хотя расположена на расстоянии 2 км. Управление стрелочными переводами осуществляется со станции Балашиха. До момента внедрения электрической централизации стрелок (ориентировочно до 1970-х годов) Горенки были полноценной станцией, здесь работал дежурный. Сейчас в Горенках два пути - один главный, второй путь служит разъездом. От него идет подъездной путь в западную промзону Балашихи.
Все подъездные пути протяженностью примерно 16 км принадлежат БЛМЗ, обслуживались которые 72 цехом. На территорию завода было четверо въездных ворот. Когда подавали вагоны под разгрузку, диспетчер звонил в охрану, которая открывала ворота. Цех работал круглые сутки, постоянно шли грузы. Грузы приходили совершенно разные. Большую долю составляло сырье для литейки: силумин и чугун в чушках, кислота в бутылях, фанера для модельно цеха, сталь в пачках для штампов и песок для формовки. Последний разгружали за территорией завода, где вдоль путей были целые барханы. Осенью приходили вагоны арбузов и дынь для торговли, холодильники с рыбой для зверсовхоза. В крытых приходила фанера, крахмал, соль, да много что привозили.С Балашихинского автокранового завода вытягивали составы с кранами на отправку - все наверное перечислить невозможно. 72 цех обслуживал тогда весь город.
Несколько раз вышибали ворота вагонами, вагоны тогда раскидывали по путям (тупикам). Сцепщик распускал сцепку и тепловоз толкал отцепленный вагон, тормозил, а вагон ехал дальше на сцепку с другими вагонами. Ну и бывало не туда перевели стрелку! Это было наверное самое опасное и страшное, когда вагон один идет бесшумно и в тупиках мог оказаться кто угодно. Стрелки раньше имели светящиеся флюгарки с лампами на 36 вольт, которые позже заменили на указатели.
Балашихинский литейно-механический завод основан в 1932 году. В послевоенный период на БЛМЗ наладили выпуск взлетно-посадочных устройств для новых типов самолетов. С 1946 года стал серийным заводом по выпуску авиационной техники. Завод специализируется на серийном изготовлении авиационных колес, тормозов и агрегатов управления тормозными системами для отечественной авиационной техники. В этой промзоне, кроме БЛМЗ, есть 345 Механический завод, образованный в 1946 г. по директиве Генерального штаба ВС СССР. Цель его создания - изготовление и поставка металлоконструкций и оборудования на спецобъекты.
На огромной территории за депо был поворотный круг. Тепловозы положено иногда переворачивать, что бы не снашивалась колесные пары. Круг большой был и занимал все место от депо до Понизиловки (кстати название домов пошло от эл.подстанции). Можно было развернуть тепловоз и пару вагонов одновременно. Его разобрали перед постройкой нового корпуса, тогда стал приходить огромный кран и им переворачивали тепловозы. Тут же размещалась свалка из разноцветных отходов титанового литья в лужах с камышами - зрелище было космическое.
В депо снимали и перебирали дизеля. На втором этаже располагалась комната мастера и электрика. Помню мастеров Буйнова, Горина; сварщика "от Бога" - Соломатина дядю Борю, который мог сварить всё что угодно!. Именна и отчества уже к сожалению забылись. На первом этаже были аккумуляторная комната и помещение со станками: сверлильный, токарный, наждачный, фрезерный. В самом депо посередине яма смотровая, ворота огромные, утепленные.
На станции была конструкция, используемая для дробления песка в вагонах перед разгрузкой. Дробилка была фабричная и изначально вешалась на кран. Стояла около депо и когда зимой приходил мерзлый песок в полувагонах, её привозили и подцепляли к лебедке. Дробилка состояла из двух электродвигателей с эксцентриками, которые раскручиваясь заставляли вибрировать механизм с пиками, дробившими песок. Конструкция была не очень удачная, поэтому крановщики чаще долбили песок грейфером или загоняли вагон в "тепляк" - был такой ангар с положительной температурой, где песок оттаивал.
Заводской снегоочиститель СДПМ оказался велик для подъездных путей и не удобен, по-этому его быстро забросили. К тому же он весь на воздухе и здоровый, а на тепловозах все шланги воздушные сняты были. Изобретение заводских Кулибиных - самодельный снегоочиститель На платформе установили дизель-электрическую станцию от ж/д крана. Стрела с рабочим органом поднималась или опускалась от редуктора, приводимого в действие эл.мотором. Щетку раскручивали два эл.двигателя. Регулировка ширины очистки от снега осуществлялась в ручную. Управлять этим сооружением было достаточно сложно и на это задействовалось два человека. Один постоянно следил за амперметром эл.двигателей щетки. Толкал это сооружение тепловоз и связь осуществлялась жестами. Щетка набивалась железными тросами, эффективность была просто потрясающая - чистило все до земли.
На железнодорожных кранах использовались четыре типа грейфера для сыпучих грузов, грейфер для пиломатериалов, два типа крюков: один простой, на который вешали магнитную плиту для разгрузки и погрузки черных металлолов, и большой, с четырехкратной запасовкой троса для тяжелых грузов. В цеха штамповки разгружали сталь в пачках - это целая процедура! Кран ставили на опоры и бригада чалила пачки - а они до 10 тонн доходили. Краны 16 или, иногда, 25 тонные использовали, но уж больно медленные в работе. Самый большой объём разгрузочных работ приходился на песок формовочный и глину (т.н."тамбовка", из Тамбова поставляли).

Техника которая была в жд цехе БЛМЗ:
Тепловозы ТГМ1-1425, ТГМ1-1743 и ТГМ23Б-1650;
Снегоочиститель СДПМ;
ЖД краны: КДЭ161-740, КДЭ163-1185, КДЭ-253-257;
Дрезина ДГКУ.

Автор материала Кирилл Островский. За интересную информацию отдельное спасибо Зубкову Андрею, работавшему в этом депо


Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru