WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Кран КС-6973БМ-У1 на спецшасси БАЗ-6909.8 Автомобильные краны на службе отечества
Агарков Н.П., Широков А.В.

Среди большой гаммы инженерной техники стреловые самоходные краны на автомобильных и специальных колесных шасси занимают не последнее место по важности и значимости в обеспечении боевой и повседневной деятельности войск. В настоящее время грузоподъемные средства широко используются в Вооруженных силах для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажных работ при выполнении различных видов задач. В первую очередь используются краны производственно-технического назначения, выпускаемые отечественной промышленностью. Однако значительная часть задач, решаемых с использованием кранов, предъявляет к этим средствам дополнительные требования, которые реализуются в кранах военного назначения.
Как правило, стреловые самоходные краны военного назначения создаются путем доработки кранов производственно-технического назначения до требований Министерства обороны. Основные направления доработки заключаются в следующем:
- установка на механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы вторых тормозов, обеспечивающих работу с опасными грузами;
- использование в качестве шасси под монтаж рабочего оборудования колесных шасси, предусмотренных Типажом военной автомобильной техники и средств автотехнического обеспечения для Вооруженных сил Российской Федерации;
- обеспечение возможности работы без опор;
- возможность работы перед кабиной базового шасси;
- установка светомаскировочного освещения;
- установка переговорного устройства;
- обеспечение возможности опускания груза и стрелы, вращение поворотной части и снятие с выносных опор в аварийных случаях при неработающем двигателе или отказе гидросистемы.
В последние годы в Вооруженные Силы стал поступать ряд кранов военного назначения нового поколения, в конструкцию которых внедрены современные достижения в области краностроения. Среди них, краны автомобильные военного назначения КС-3574М2 и КС-3574М3 грузоподъемностью 16 т. Отдельно можно отметить кран производственно-технического назначения КС-6973БМ-У1 грузоподъемностью 50 т, разработанный по требованиям Министерства обороны и обеспечивающий выполнение работ с опасными грузами.
Все эти краны разработало и освоило в серийном производстве ОАО «Автокран», г. Иваново.

Кран КС-3574М2 на шасси КамАЗ-53501

Краны автомобильные военного назначения КС-3574М2 и КС-3574М3 имеют одинаковую крановую установку, однако монтируются на разные базовые шасси: КС-3574М2 на КамАЗ-53501, а КС-3574М3 на Урал-4320-1058-31. Это вызвано необходимостью комплектования частей и подразделений тактического и оперативного уровня вооружением и военной техникой на однотипных базовых шасси, что во многом облегчает их техническое обслуживание.
Двухсекционная телескопическая стрела длинной 8,0-14,0 м во втянутом положении обеспечивает крану компактность и маневренность при переездах, а в выдвинутом – обширную зону и большую высоту перемещения груза при работе.
Привод механизмов крана - гидравлический от насоса, приводимого в действие двигателем шасси. Гидропривод обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей, совмещение крановых операций.
Конструкция крана КС-3574М2 обеспечивает возможность подъема кабины в транспортном положении крана при выходе из строя двигателя базового шасси.

Кран КС-3574М3 Кран КС-3574М3
Кран КС-3574М3 на шасси Урал-4320-1058-31

Кран производственно-технического назначения КС-6973БМ-У1 разработан на специальном колесном шасси БАЗ-6909.8.
Рабочее оборудование крана – полноповоротная крановая установка с гидравлическим приводом, жесткой подвеской стрелы и кабиной крановщика; съемные противовесы массой 1,0 и 6,4 т; гуськи длиной 9 и 15 м.
Стрела – телескопическая четырехсекционная. Первая выдвижная секция телескопируется одним гидроцилиндром, а вторая и третья секции выдвигаются синхронно другим гидроцилиндром и канатным полиспастом.
Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации, устанавливаемый на краны, используемые в Вооруженных силах, позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка стрелы; показывает фактическую величину груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях или вблизи линии электропередачи.
Установленная в ограничителе телеметрическая память фиксирует рабочие параметры, а также степень нагрузки крана в течение всего срока службы.
Для обеспечения выполнения работ с опасными грузами механизмы подъема груза (лебедка), выдвижения стрелы (телескопирование) и изменения вылета (изменение угла наклона стрелы) оборудованы двумя тормозами.
На кранах предусмотрены два режима освещения – основной и светомаскировочный. В светомаскировочном режиме используется светильник освещения кабины и специальные светильники: освещения крюка и габаритный на стреле. При транспортировании кранов в светомаскировочном режиме, кроме установки насадок на фонари автомобиля, включают габаритные фонари на оголовке стрелы.
Для освещения мест работы в темное время суток на кранах установлено дополнительное освещение – на кранах КС-3574М2 и КС-3574М3 фара на кабине крановщика и фара на стреле, на кране КС-6973БМ-У1 – две фары на кабине крановщика.
Для организации взаимодействия крановщика и стропальщика в состав кранов включены шлемофонное (ларингофонное) оборудование и две радиостанции модели Р-168-01УМ, обеспечивающие устойчивую связь при выполнении работ.

Кран КС-6973БМ-У1
Кран КС-6973БМ-У1 на спецшасси БАЗ-6909.8

Конструкция кранов позволяет переводить краны из рабочего положения в транспортное при выходе из строя двигателя шасси или гидропривода крана. Для снятия кранов КС-3574М2 и КС-3574М3 с выносных опор и выключения блокировки задней подвески шасси при выходе из строя насоса или двигателя шасси при аварийной ситуации используется ручной насос, а в кране КС-6973БМ-У1 – установка аварийного складывания.
Для создания комфортного микроклимата в кабине крановщика на кранах установлена система обогревы кабины, основу которой составляет отопитель, работающий на дизельном топливе.
Краны КС-3574М2 и КС-3574М3 приспособлен к транспортированию железнодорожным транспортом с использованием универсальных многооборотных креплений УМК-2КМ, входящих в состав крана.
Конструкции кранов позволяют подключать к ним войсковые средства дезактивации, дегазации, дезинфекции и прибор ночного видения.
Кабина базовых автомобилей кранов оборудованы креплениями для личного оружия и средств химзащиты.

Основные технические характеристики кранов

Модель крана КС-3574М2 КС-3574М3 КС-6973БМ-У1
Грузоподъемность, т:      
...на выносных опорах при работе с опасными грузами 14 14 50
...на выносных опорах при работе с обычными грузами 16 16 50
...на втянутых опорах 4,2 4,5  
...при передвижении с грузом на крюке 1,4 1,4  
Грузовой момент, тм 48 48 154
Двигатель базового шасси:      
...тип КАМАЗ-740.30-260 ЯМЗ-238М2 ЯМЗ 7511.10
...мощность, кВТ (л.с.) 191 (260) 176 (240) 294 (400)
Длина стрелы, м 8,0 ... 14,0 8,0 ... 14,0 10,6 ... 30,0
Максимальная высота подъема крюка, м 14,7 14,5 30,2
Скорость подъема и опускания груза, м/мин 0,2 ...9,0 0,2 ...9,0 0,16 ...3,84
Максимальная скорость передвижения, км/час 60 60 40
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:      
...длина 10020 10030 13450
...ширина 2520 2500 2750
...высота 3700 3455 3850
Полная масса крана, т 19,37 19,14 44,16
Расчет, человек 2 2 2

Следует отметить немаловажную особенность рассматриваемых средств – краны, выпускаемые ОАО «Автокран» для нужд Министерства обороны, как военного назначения, так и производственно-технического, разрабатываются и производятся под постоянным контролем Представительства Заказчика, что накладывает существенный отпечаток на качество выпускаемой продукции.
В настоящее время ОАО «Автокран» по заданию Управления начальника инженерных войск ВС РФ разрабатывает кран автомобильный военного назначения грузоподъемностью 25 т на шасси автомобиля КамАЗ-53501.
В кране планируется реализовать увеличение грузоподъемности при работе с опасными грузами, применение ограничителя нагрузки нового поколения и внедрение других достижений отечественного краностроения.

Председатель военно-научного комитета Управления начальника инженерных войск ВС РФ Агарков Н.П.; заместитель начальника отдела 15 ЦНИИИ МО РФ Широков А.В.

На страницу "Тематические статьи"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная