Среди
большой гаммы
инженерной техники
стреловые самоходные
краны на
автомобильных и
специальных колесных
шасси занимают не
последнее место по
важности и значимости
в обеспечении боевой и
повседневной
деятельности войск. В
настоящее время
грузоподъемные
средства широко
используются в
Вооруженных силах для
механизации
погрузочно-разгрузочных
и монтажных работ при
выполнении различных
видов задач. В первую
очередь используются
краны
производственно-технического
назначения,
выпускаемые
отечественной
промышленностью.
Однако значительная
часть задач, решаемых
с использованием
кранов, предъявляет к
этим средствам
дополнительные
требования, которые
реализуются в кранах
военного назначения.
Как правило, стреловые
самоходные краны
военного назначения
создаются путем
доработки кранов
производственно-технического
назначения до
требований
Министерства обороны.
Основные направления
доработки заключаются
в следующем:
- установка на
механизмы подъема
груза и изменения
вылета стрелы вторых
тормозов,
обеспечивающих работу
с опасными грузами;
- использование в
качестве шасси под
монтаж рабочего
оборудования колесных
шасси,
предусмотренных
Типажом военной
автомобильной техники
и средств
автотехнического
обеспечения для
Вооруженных сил
Российской Федерации;
- обеспечение
возможности работы
без опор;
- возможность работы
перед кабиной
базового шасси;
- установка
светомаскировочного
освещения;
- установка
переговорного
устройства;
- обеспечение
возможности опускания
груза и стрелы,
вращение поворотной
части и снятие с
выносных опор в
аварийных случаях при
неработающем
двигателе или отказе
гидросистемы.
В последние годы в
Вооруженные Силы стал
поступать ряд кранов
военного назначения
нового поколения, в
конструкцию которых
внедрены современные
достижения в области
краностроения. Среди
них, краны
автомобильные
военного назначения
КС-3574М2 и КС-3574М3
грузоподъемностью 16 т.
Отдельно можно
отметить кран
производственно-технического
назначения КС-6973БМ-У1
грузоподъемностью 50
т, разработанный по
требованиям
Министерства обороны
и обеспечивающий
выполнение работ с
опасными грузами.
Все эти краны
разработало и освоило
в серийном
производстве ОАО
«Автокран», г. Иваново.
Кран
КС-3574М2 на шасси
КамАЗ-53501 |
Краны
автомобильные
военного назначения
КС-3574М2 и КС-3574М3 имеют
одинаковую крановую
установку, однако
монтируются на разные
базовые шасси: КС-3574М2
на КамАЗ-53501, а КС-3574М3
на Урал-4320-1058-31. Это
вызвано
необходимостью
комплектования частей
и подразделений
тактического и
оперативного уровня
вооружением и военной
техникой на
однотипных базовых
шасси, что во многом
облегчает их
техническое
обслуживание.
Двухсекционная
телескопическая
стрела длинной 8,0-14,0 м
во втянутом положении
обеспечивает крану
компактность и
маневренность при
переездах, а в
выдвинутом – обширную
зону и большую высоту
перемещения груза при
работе.
Привод механизмов
крана - гидравлический
от насоса, приводимого
в действие двигателем
шасси. Гидропривод
обеспечивает легкость
и простоту управления
краном, плавность
работы механизмов,
широкий диапазон
рабочих скоростей,
совмещение крановых
операций.
Конструкция крана
КС-3574М2 обеспечивает
возможность подъема
кабины в транспортном
положении крана при
выходе из строя
двигателя базового
шасси.
|
|
Кран
КС-3574М3 на шасси
Урал-4320-1058-31 |
Кран
производственно-технического
назначения КС-6973БМ-У1
разработан на
специальном колесном
шасси БАЗ-6909.8.
Рабочее оборудование
крана –
полноповоротная
крановая установка с
гидравлическим
приводом, жесткой
подвеской стрелы и
кабиной крановщика;
съемные противовесы
массой 1,0 и 6,4 т;
гуськи длиной 9 и 15 м.
Стрела –
телескопическая
четырехсекционная.
Первая выдвижная
секция
телескопируется одним
гидроцилиндром, а
вторая и третья секции
выдвигаются синхронно
другим гидроцилиндром
и канатным
полиспастом.
Микропроцессорный
ограничитель
грузоподъемности с
цифровой индикацией
информации,
устанавливаемый на
краны, используемые в
Вооруженных силах,
позволяет следить за
степенью загрузки
крана, длиной и
вылетом стрелы,
высотой подъема
оголовка стрелы;
показывает
фактическую величину
груза на крюке и
максимальную
грузоподъемность на
данном вылете, а также
автоматически по
заданным координатам
ограничивает зону
действия крана при
работе в стесненных
условиях или вблизи
линии
электропередачи.
Установленная в
ограничителе
телеметрическая
память фиксирует
рабочие параметры, а
также степень
нагрузки крана в
течение всего срока
службы.
Для обеспечения
выполнения работ с
опасными грузами
механизмы подъема
груза (лебедка),
выдвижения стрелы
(телескопирование) и
изменения вылета
(изменение угла
наклона стрелы)
оборудованы двумя
тормозами.
На кранах
предусмотрены два
режима освещения –
основной и
светомаскировочный. В
светомаскировочном
режиме используется
светильник освещения
кабины и специальные
светильники:
освещения крюка и
габаритный на стреле.
При транспортировании
кранов в
светомаскировочном
режиме, кроме
установки насадок на
фонари автомобиля,
включают габаритные
фонари на оголовке
стрелы.
Для освещения мест
работы в темное время
суток на кранах
установлено
дополнительное
освещение – на кранах
КС-3574М2 и КС-3574М3 фара
на кабине крановщика и
фара на стреле, на
кране КС-6973БМ-У1 – две
фары на кабине
крановщика.
Для организации
взаимодействия
крановщика и
стропальщика в состав
кранов включены
шлемофонное
(ларингофонное)
оборудование и две
радиостанции модели
Р-168-01УМ,
обеспечивающие
устойчивую связь при
выполнении работ.
|
|
Кран
КС-6973БМ-У1 на
спецшасси БАЗ-6909.8 |
Конструкция
кранов позволяет
переводить краны из
рабочего положения в
транспортное при
выходе из строя
двигателя шасси или
гидропривода крана.
Для снятия кранов
КС-3574М2 и КС-3574М3 с
выносных опор и
выключения блокировки
задней подвески шасси
при выходе из строя
насоса или двигателя
шасси при аварийной
ситуации используется
ручной насос, а в кране
КС-6973БМ-У1 – установка
аварийного
складывания.
Для создания
комфортного
микроклимата в кабине
крановщика на кранах
установлена система
обогревы кабины,
основу которой
составляет отопитель,
работающий на
дизельном топливе.
Краны КС-3574М2 и КС-3574М3
приспособлен к
транспортированию
железнодорожным
транспортом с
использованием
универсальных
многооборотных
креплений УМК-2КМ,
входящих в состав
крана.
Конструкции кранов
позволяют подключать
к ним войсковые
средства
дезактивации,
дегазации,
дезинфекции и прибор
ночного видения.
Кабина базовых
автомобилей кранов
оборудованы
креплениями для
личного оружия и
средств химзащиты.
Основные
технические
характеристики кранов
Модель
крана |
КС-3574М2 |
КС-3574М3 |
КС-6973БМ-У1 |
Грузоподъемность,
т: |
|
|
|
...на
выносных опорах
при работе с
опасными грузами |
14 |
14 |
50 |
...на
выносных опорах
при работе с
обычными грузами |
16 |
16 |
50 |
...на
втянутых опорах |
4,2 |
4,5 |
|
...при
передвижении с
грузом на крюке |
1,4 |
1,4 |
|
Грузовой
момент, тм |
48 |
48 |
154 |
Двигатель
базового шасси: |
|
|
|
...тип |
КАМАЗ-740.30-260 |
ЯМЗ-238М2 |
ЯМЗ 7511.10 |
...мощность,
кВТ (л.с.) |
191 (260) |
176 (240) |
294 (400) |
Длина
стрелы, м |
8,0 ... 14,0 |
8,0 ... 14,0 |
10,6 ... 30,0 |
Максимальная
высота подъема
крюка, м |
14,7 |
14,5 |
30,2 |
Скорость
подъема и
опускания груза,
м/мин |
0,2 ...9,0 |
0,2 ...9,0 |
0,16 ...3,84 |
Максимальная
скорость
передвижения, км/час |
60 |
60 |
40 |
Габаритные
размеры в
транспортном
положении, мм: |
|
|
|
...длина |
10020 |
10030 |
13450 |
...ширина |
2520 |
2500 |
2750 |
...высота |
3700 |
3455 |
3850 |
Полная
масса крана, т |
19,37 |
19,14 |
44,16 |
Расчет,
человек |
2 |
2 |
2 |
Следует
отметить немаловажную
особенность
рассматриваемых
средств – краны,
выпускаемые ОАО
«Автокран» для нужд
Министерства обороны,
как военного
назначения, так и
производственно-технического,
разрабатываются и
производятся под
постоянным контролем
Представительства
Заказчика, что
накладывает
существенный
отпечаток на качество
выпускаемой
продукции.
В настоящее время ОАО
«Автокран» по заданию
Управления начальника
инженерных войск ВС РФ
разрабатывает кран
автомобильный
военного назначения
грузоподъемностью 25
т на шасси
автомобиля КамАЗ-53501.
В кране планируется
реализовать
увеличение
грузоподъемности при
работе с опасными
грузами, применение
ограничителя нагрузки
нового поколения и
внедрение других
достижений
отечественного
краностроения.
|