Жизнь
машины в чем-то похожа
на жизнь человека.
Пока она молода, она
востребована и
незаменима, но со
временем её вытесняют
более молодые и
сильные и вскоре о ней
забывают, так же
забывают о
человеческом труде,
вложенном в нее, и о
тех, кто ее создал. Благодаря
гостеприимству
сотрудников Тверского
экскаваторного
завода, автору удалось
встретиться с
председателем Совета
ветеранов Мартыновым
Геннадием Ивановичем,
который рассказал о
нелегкой судьбе
экскаватора Э-302 и
сложной работе
коллектива завода. В
1956 году, после
института,
устроившись на завод
мастером, Геннадий
Иванович прошел
долгий путь по
служебной лестнице
работая в должностях:
конструктора,
начальника
механического цеха,
начальника
производственного
отдела, 28 лет в
должности главного
инженера завода и был
участником событий
тех лет.
История
экскаватора Э-302
началась задолго до
его появления на свет.
В 1949 году Калининский
экскаваторный завод
начинает выпуск
модели Э-255,
спроектированной ВНИИ
“Стройдормаш”,
первого
пневмоколесного
экскаватора. С
конвейера сходит
первый опытный
образец, на борту
которого гордо
красовалась цифра
“1”. Дело в том, что до
этого времени
основной продукцией
завода были узлы и
агрегаты экскаваторов
собираемых на других
заводах в частности на
Ленинградском. В марте
1950 года
государственная
комиссия провела
приемочные испытания
опытной машины и
сделав ряд замечаний
рекомендовала к
производству. Получив
поздравление
министра, в октябре 1950
года, после установки
узлов, доработанных по
рекомендации
комиссии, завод начал
серийное производство
Э-255.
|
Экскаватор
Э-255 заводской
номер 1 |
Начало
пятидесятых. Страна
поднимается из руин.
Растут темпы
строительства, а
техники не хватает. В
таких условиях
появление новой
машины пришлось как
нельзя кстати. Э-255
имел ряд преимуществ
перед другими
экскаваторами того
времени. Первым
является, конечно,
пневмоколесный ход,
благодаря которому
Э-255 мог развивать
скорость 12 км/ч. Вторым
и немаловажным было
то, что машина
являлась
универсальной и
оснащалась сменным
рабочим
оборудованием: прямой
и обратной лопатами,
краном, грейфером и
драглайном. При
небольшом весе машина
была устойчива и могла
работать со всеми
типами оборудования
без аутригеров и
домкратов. Еще одним
плюсом по сравнению с
другими экскаваторами
являлось
гидрорычажное
управление, которое
облегчало работу,
обеспечивало
высокопроизводительную
разработку грунта и
быстрое передвижение,
так как на Э-255 не
требовалось покидать
кабину при
перемещении. В течение
короткого времени
экскаватор завоевал
большую популярность
на просторах всей
страны. Количество
заказов на машину
превышало выпуск и
поэтому предприятия
машины получали по
распределению. Завод
тем временем год от
года расширял
производство. Так в 1950
году было выпущено 27
единиц, в 1951 – 153, в 1952
– 202, в 1953 – 300, в 1954 –
406, в 1955 – году 515 машин.
В октябре 1954 года из
ворот предприятия
вышел 1000-й экскаватор.
Так же стоит отметить,
что завод начал
поставки экскаваторов
за границу, отправив
за рубеж 34 машины в 1953
году.
В 1952
году Калининский
завод в
сотрудничестве с ВНИИ
“Стройдормаш”
начинает модернизацию
экскаватора Э-255,
которая позволяет
перевести его в
повышенный класс и
выпускает первый
опытный образец, новая
машина получает
индекс Э-353. Скорость
передвижения возросла
до 18 км/ч, вес снизился
на тонну, а объем ковша
увеличился до 0,35
кубометров, что
привело к серьезному
увеличению
производительности
нового экскаватора. В
январе 1956 года завод
перешел на серийный
выпуск новой модели.
За время выпуска Э-353
на завод не пришло ни
одной рекламации, что
говорит о высокой
надежности машины.
Такие
эксплуатационные
качества могли
обеспечить завод
заказами на несколько
лет. Но вышло иначе.
|
Экскаватор
Э-353 с грейфером |
В 1956
году, спустя всего год
с начала серийного
выпуска экскаватора
Э-353, Министерство
строительного,
дорожного и
коммунального
машиностроения решает
скооперировать
Ленинградский завод с
Калининским на
производство одной
машины. Несмотря на то,
что на Калининском
экскаваторном всего
год выпускался
надежный и
проверенный в деле
Э-353, заместитель
министра Н.К. Гречин
отдает предпочтение
новой модели Э-302
разработанной на
Ленинградском
экскаваторном заводе
совместно с
Ленинградским
филиалом ВНИИ
“Стройдормаш”. На
Калининский
экскаваторный
приходит приказ из
министерства снять в
1957 году с производства
Э-353 и наладить выпуск
Э-302.
Абсурдность
данной ситуации
усугублялась тем, что
не была подготовлена
смена машин.
Ленинградский завод
был довольно
”слабый”, в
результате чего новый
экскаватор вышел не
доработанным, а
документация
“сырой”. Руководство
Калининского завода
возражало против
подобного
объединения, но
отстоять Э-353 не
смогло. В 1956 году завод
начинает доработку
Э-302 и выпускает
несколько опытных
образцов, а в 1957
начинается серийный
выпуск новой модели.
Так же ее выпуск был
налажен на заводе в
Ленинграде, а позднее,
в Кентау и Ташкенте. На
социалистических
соревнованиях между
Э-353 и Э-302 победила
Калининская машина, но
по приказу
министерства
результат
соревнований скрыли.
Рекламации
на выпущенную технику
посыпались со всей
страны. Количество
недоработок было
огромным и их
устранением
занимались уже в
процессе выпуска
машины. За один только
1958 год специалистами
завода было подано 739
рационализаторских
предложений. Наиболее
слабым местом машины
был редуктор,
производство которого
в связи с кооперацией
заводов было решено
наладить на
Калининском заводе,
ленинградцам же
досталось
производство мостов.
Сотрудничество с
Ленинградским заводом
для калининцев стало
“головной болью”,
мосты были
некачественные, и их
производство через
некоторое время
пришлось передать в
Польшу. Запчасти по
рекламациям на Э-302
завод выдавал
бесплатно.
Конечно,
стоит отметить и то,
что у Э-302 было и немало
плюсов. Одним из них
являются относительно
небольшие габариты
машины. Кабина нового
экскаватора была
более современна и
комфортабельна, обзор
оператора стал
намного лучше, новое
управление было более
удобно и позволяло
совмещать движения,
что заметно увеличило
производительность.
Несмотря на то, что все
узлы машины закрыты,
организация
внутреннего
пространства
позволяла свободный
доступ к двигателю,
который теперь
устанавливался
продольно, редуктору и
лебедкам изнутри
корпуса, облегчая
ремонт и обслуживание.
В случае
необходимости при
помощи рукоятки,
расположенной на раме,
мог подключаться
передний мост, что
увеличивало
проходимость машины.
Не стоит забывать и
про универсальность
экскаватора, он, как и
предшественники, имел
возможность работы с
прямой и обратной
лопатой, грейфером,
драглайном и краном.
|
|
Экскаватор
Э-302 у центральной
проходной. 1966 г. |
1000-й
экскаватор Э-302 |
Параллельно
с выпуском Э-302 и
устранением его
конструктивных
недоработок на
Калининском заводе
ведутся разработки
новой техники. В 1958
году по заказу
Министерства обороны
разрабатывается
модификация
экскаватора Э-302 на
базе автомобиля ЯАЗ-214
(позднее КрАЗ-214),
получившая индекс Э-305.
Были проведены
испытания, по
результатам которых, в
целом машина признана
соответствующей
тактико-техническому
заданию, но вызывала
серьезные нарекания
работа с драглайном,
использующим
десятиметровую
крановую стрелу. Так
же стрела существенно
осложняла
транспортировку
машины и снижала
скорость перемещения
до 10-12 км/ч. Помимо
работ с драглайном,
решетчатая стрела
применялась при
крановых работах, но
из-за отсутствия
аутригеров и
использования на
машине шин низкого
давления при подъеме
груза происходила
просадка, что
увеличивало вылет
крюка и могло привести
к опрокидыванию. В
конечном итоге было
решено отказаться от
решетчатой стрелы и
использовать при
крановых работах
стрелу экскаватора.
В 1959
году проведены
испытания опытного
образца экскаватора
на уширенном
гусеничном ходу Э-304 и
начат серийный выпуск
Э-305. В 1960 году
начинается серийное
производство Э-304 и
проходит доработка по
дополнительным
тактико-техническим
требованиям
экскаватора Э-305, в
результате чего он
получает новый индекс
Э-305В, что означает
“войсковой”. В тоже
время на заводе в
Кентау начинается
производство Э-303,
экскаватора на
нормальном гусеничном
ходу. В Калинине
завершаются испытания
экскаватора-крана Э-306
на базе КрАЗ-214 с
шарнирным изломом
стрелы. Э-306 имел ряд
отличий от Э-305. На нем
были применены
выносные опоры, в
редукторе введены две
ступени зубчатых
передач для
уменьшения скорости
подъёма и опускания
груза и вращения
поворотной платформы.
Так же были
установлены
пневмотормоз первого
барабана,
ограничитель подъема
стрелы, указатель
вылета и
грузоподъемности.
После проведенных в 1961
году испытаний двух
опытных образцов в
связи с небольшой
грузоподъемностью
было решено
прекратить работу над
машиной.
За
создание и освоение
серийного выпуска
экскаватора Э-304 на
уширенном гусеничном
ходу Калининский
экскаваторный завод в
феврале 1962 года стал
участником Выставки
достижений народного
хозяйства, где был
награжден Дипломом
первой степени ВДНХ
СССР, а группа
сотрудников
предприятия получила
медали и ценные
подарки.
В
результате постоянной
работы сотрудников
Калининского завода
над повышением
эксплуатационных
качеств базовой
модели экскаватора
Э-302 и созданных на ее
основе Э-304 и Э-305
машину удалось
поднять на новый
уровень. К наиболее
серьезным изменениям
можно отнести
доработку главного
редуктора, шариковое
опорно-поворотное
устройство, новое
рулевое управление и
стабилизаторы нового
пульта управления. С
1964 года после внесения
данных изменений в
конструкцию на заводе
выпускались только
модернизированные
версии экскаваторов
Э-302А, Э-304А и Э-305АВ. В 1966
году изготовлен и
испытан опытный
образец
модернизированного
экскаватора Э-302Б с
ковшом 0,4 кубометра.
Новая модель получила
роликовое
опорно-поворотное
устройство, передний и
задний мост новой
конструкции, новое
рулевое управление и
световые указатели
поворота. В 1967 году
начинается серийное
производство
экскаваторов Э-302Б,
Э-304Б и Э-305БВ.
|
Главный
конвеер сборки
Э-302Б и Э-304Б. 1966 г. |
Так же в
1967 году
разрабатывается
документация и
изготавливаются
первые три опытных
образца экскаватора
Э-302БС,
предназначенного для
суровых условий
Крайнего Севера.
Машины могли работать
при температурах -60°С
и при силе ветра до 30
м/с. После
модернизации рычажное
управление
стрелоподъемной
лебедки и стопора
стрелы заменено
пневматическим с
осушкой воздуха, для
ответственных узлов
применены
высокопрочные стали,
чугунные детали
заменены на стальные,
двигатель снабжен
бензиновым
предпусковым
подогревателем ПЖБ-300Б
и электростартером.
Для лучшего
сохранения тепла была
изменена кабина, пол
утеплен деревянными
щитами и резиновыми
ковриками, лобовое
стекло получило
солнцезащитный
козырек, зеркало
заднего вида и обдув
теплым воздухом.
Аккумуляторы помещены
в утепленном ящике с
обогревом.
|
Экскаватор
Э-302БС. 1967 г. |
Машины
из семейства Э-302
участвовали во всех
советских и
международных
выставках,
производились в
северном и
тропическом
исполнении, массово
поставлялись на
экспорт, в страны СЭВ,
такие как Германия,
Болгария, Венгрия,
Чехословакия, Куба и
другие, так же
поставлялись в Египет
и несколько
экземпляров в США.
Машины
зарекомендовали себя
так, что иногда их
покупали на
выставочных стендах. В
странах, куда
осуществлялись
крупные поставки, были
организованны
сервисные центры, в
другие, куда поставки
были меньше, в случае
необходимости
высылали
специалистов.
|
|
Экскаватор
Э-302 в Ираке. 1961 г. |
Экскаватор
Э-302 в Японии. 1967 г. |
Экскаваторы
семейства Э-302Б
выпускались на
Калининском
экскаваторном заводе
до 1975 года, когда им на
смену пришли более
мощные и
производительные
гидравлические
машины. Исключение
было сделано лишь для
Э-305БВ, который
выпускался для
Министерства обороны
до середины
восьмидесятых годов.
Э-302Б получил развитие
на заводе в Кентау, где
был налажен выпуск
модели экскаватора
ЭО-3311В и позднее ЭО-3311Г
на пневмоколесном
ходу с сильно
измененной поворотной
частью. Там же на смену
Э-303Б пришел ЭО-3111В.
Довольно долгое время
выпускались машины
Э-304Б, производство
которых было передано
на Ташкентский
экскаваторный завод и
получившие дальнейшее
развитие. После
передачи машины
совместно с ВНИИ
“Стройдормаш”
заводом были внесены
существенные
изменения в
гусеничный ход, после
чего машина получила
индекс Э-304В. Продолжая
совершенствовать
экскаватор,
Ташкентский завод
выпускает модели Э-304Г
и Э-304Г-1 с увеличенной
площадью остекления
кабины и отличающиеся
друг от друга
различным количеством
опорных катков. Так же
разрабатывается новый
вид сменного рабочего
оборудования –
удлиненная обратная
лопата с поворотным
ковшом. После смены
индексации
продолжение серии
получило индексы
ЭО-3211Д и ЭО-3211Е,
имеющие ряд
подмоделей,
отличающихся длиной и
шириной гусеничного
хода.
Судьба
экскаватора Э-302
противоречива и
нелегка. Он положил
начало целому
семейству машин,
применяемых в
различных областях,
которые служили нашей
стране на протяжении
долгих лет, а
некоторые и до сих пор.
Машины Калининского
экскаваторного завода
прошли проверку
временем, как и сам
завод, который пройдя
сложный период 90-х
годов, продолжает
выпускать новую
технику и развиваться.
В настоящее время
завод «Тверской
Экскаватор», вместе с
такими известными
машиностроительными
заводами России как
«Брянский Арсенал»,
«Челябинские
строительно-дорожные
машины», «Заволжский
завод гусеничных
тягачей» входит в
компанию «РМ-Терекс» -
совместное
предприятие
российского холдинга
«Русские Машины» и
глобального
производителя Terex
Corporation. В настоящее
время на территории
завода происходит
реструктуризация
производственных
площадей и
усовершенствование
технологических
процессов, которые
позволят объединить
опыт производителей
техники разных стран,
улучшить качество
поставляемой
продукции и ускорить
обновление модельного
ряда.
Основные
характеристики
экскаватора Э-302
|
Э-302 |
Э-302А |
Э-302Б |
Э-302БС |
Двигатель |
Д-35 |
Д-48ЛС |
Д-48ЛС
/ Д-65Н |
Д-48ЛС |
Мощность
– л.с. |
37 |
48 |
48 / 50 |
48 |
Скорость
– км/ч |
14 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
Объем
ковша – м3 |
0,35 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
База
– м |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
Колея
– м |
2,04/1,95 |
2,04/1,95 |
2,04/1,95 |
2,04/1,95 |
Масса
– кг |
10590 |
11700 |
11700 |
12740 |
|