Лесопилением
и лесопереработкой
занимались
вспомогательные
подразделения треста
"Алданзолото".
Для заготовки
древесины к началу 60-х
годов был создан
центральный
лесозаготовительный
участок (ЛЗУ) Озерный,
располагавшийся в 22 км
от г.Алдана. Там
находились ремонтная
тракторная база,
конюшни, склады,
контора, столовая,
жили несколько семей
лесорубов. Заготовка
леса производилась в
основном в зимний
период по зимникам в
окрестностях реки
Селигдар и в
междуречьи Селигдара
и Алдана, с выходом к
посёлкам Тобук и
Хатыстыр. В летний
период сначала
разрабатывался ЛЗУ
Берёзовый в районе
опытного поля за
Нижним Куранахом (15
км), затем ЛЗУ
Коленчатый по правому
нижнему течению реки
Селигдар и ЛЗУ
Северный в
окрестностях
одноименного
куранахского
золоторудного
месторождения.
Периодически велась
заготовка леса ниже
посёлка Якокут (12 км) -
ЛЗУ Якокут, в
окрестностях
якокитского
месторождения Дэлбэ, в
нижнем течении реки
Якокит и её притоку
Усмуну. Одновременно в
60-е и 70-е годы
заготовкой дров
занимались
коммунальное
предприятие г Алдана
гортоп в районе рек
Селигдара, Звездочки и
Инагли, другие
предприятия -
Райпотребощество по
притоку р.Селигдара -
р.Нюче, Алданский
лесхоз, геологи ТУКЭ. В
г.Томмоте
лесозаготовками
занимались
предприятие
Алданслюда,
Приленская
геологическая партия
и томмотский гортоп.
Месторасположение
лесозаготовительных
участков ЛЗУ треста
"Алданзолото"
показано на данной
карте.
Доставку
древесины с
лесозаготовительных
участков треста на
пилорамы,
производственные
обьекты и населению
осуществляло
лесотранспортное
предприятие ЛТП,
базировавшееся в
г.Алдане по переулку
Металлистов. Попутно
ЛТП развозило воду
населению на своих
водовозках, строило
производственные
помещения на своей
территории, содержало
ремонтную базу,
котельную и баню. На
территории гаража
располагалась
кузница, капитальный,
агрегатный, моторный
цеха,теплые
деревянные
автомобильные боксы,
аккумуляторная,
вулканизаторная и
токарная мастерские,
склады автозапчастей.
Некоторые строения
сохранились до наших
дней, сейчас на
территории ЛТП
располагается
автобусный парк и
городская станция
диагностики
автомобилей перед
техосмотром. В
моторном цехе ЛТП
производился
капитальный ремонт
дизелей ЯАЗ-204, -206,
ЯМЗ-236 и -238. Трудно
поверить, но
автослесари в далекие
60-е посменно ходили на
работу. Ремонт
автомобилей не
прекращался даже
ночью! За ночь
приходилось снимать и
перебирать коробки
передач,
ремонтировать рессоры
и колеса, чтобы к утру
автомобиль был на
линии. У начальника
гаража была одна
старая Волга ГАЗ-21. В
деревянной конторе
располагался рядом с
кабинетом начальника
учебный класс с
покрашенным
серебрянкой мотором
МАЗа ЯАЗ-204. Здесь же
был так называемый
"Красный Уголок",
где проводились
собрания коллектива.
Основная пилорама,
дровосклад и
столярная мастерская
находились почти в
центре Алдана, в конце
улицы Чекистов. Ныне
на месте дровосклада и
деревообрабатывающего
цеха находится жилой
первый квартал. В 1971 г.
пилорама вместе с
сушилкой сгорела и
новый
деревообрабатывающий
цех построили по
Заортосалинской улице
в районе центральной
районной больницы.
Столярная мастерская
некоторое время
оставалась на улице
Чекистов, но в 80-х
годах тоже
окончательно
переехала на новое
место, где раньше была
построена новая
пилорама.
У треста
"Алданзолото" в
60-х годах были
пилорамы в поселках
Нижний Куранах,
Лебединном и
Ленинском. На пилорамы
доставлялся строевой
шестиметровый лес и
распиливался на доски,
брус и плахи. Вместе со
строевым лесом
заготавливали
четырехметровый
креплес для шахт и
столбов, дрова для
населения района.
Дровами также
отапливались
котельные драг,
контор, школ, большим
потребителем дров
являлась известковая
яма в районе
Куранахской ЗИФ,
котельная Лебединской
ЗИФ.
Более
подробно остановлюсь
на транспортировке
леса. Как уже известно,
этим занималось
лесотранспортное
предприятие ЛТП.
Автопарк предприятия
в начале 60х годов
состоял из грузовиков
- лесовозов ЗиЛ-164,
МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-501.
Позднее, с 70-х годов
взамен старым ЗИЛам и
МАЗам пришли КрАЗ-222,
КрАЗ-257, КрАЗ-219, МАЗ-500,
МАЗ-509.
Перевозка
дров с
лесозаготовительного
участка Березовый
автомашиной МАЗ-205
(район опытного поля
за Нижним Куранахом).
Водитель ЛТП - Баранов
Петр Давыдович, лето
1965 г
Перевозка
лесорубов и грузчиков
на деляны
осуществлялась
сначала в деревянных
будках с сиденьями на
базе ЗиЛ-164 и 130,
позднее автобусами
КаВЗ и ПАЗ-672. Для
обеспечения погрузки
леса предприятие
имело по одному крану
на базе МАЗ-200, МАЗ-500 и
ЗиЛ-130.
Автокранов не хватало.
Первое время краны
использовались только
на погрузке леса,
дрова грузились
вручную бригадой из 4 -
6 человек. Бортовую
машину грузили 1 час с
помощью багров,
деревянных мальчиков
и стоек. При разгрузке
машины выделяли
грузчиков, но и
нередко приходилось
разгружать дрова
одному шофёру. Сначала
дрова перевозились
бортовыми машинами, а
с середины 60-х годов их
переоборудовали на
коники, по подобию
лесовозов МАЗ-501, ввиду
удобства погрузки -
разгрузки. В начале 70х
годов стали внедрять в
эксплуатацию КрАЗы-219
и 257 с длинной рамой.
Вместо кузова на раму
монтировались четыре
коника, автомобиль
становился
универсальным, мог
брать один воз
6-метрового леса или 2
воза 3-х метровых дров.
Автомобили
КрАЗ-219, применявшийся
при перевозках леса с
1972 г.
С
использованием
длинномерных КрАЗов,
переоборудованием
которых занимались
прямо на предприятии,
отпала необходимость
в лесовозах с
прицепом, сократилось
число одиночных
дрововозок. На снимке
два автомобиля КрАЗ,
один груженный лесом,
другой дровами.
Воз одиночной машины
равнялся 15 кубометрам
для МАЗа и 17
кубометрам дров для
Краза. Длинномерный
КрАЗ за один раз вез 30
кубометров дров. В 60-е
годы маленьким
дрововозкам по плану
необходимо было
сделать с деляны два
рейса с дровами.
Обычно один в Нижний
Куранах, второй в
Алдан. Лесовозу
полагался один рейс,
изредка, если короткое
плечо - два рейса.
Позднее, в 70-е, на
КрАЗах уже почти
ежедневно делалось
два рейса. На делянах
работало постоянно
два - три крана. На
погрузку уходило 20- 30
минут.
Погрузка
лесовоза КрАЗ краном
К-64 на базе МАЗ-500,
справа автобус ПАЗ-672.
ЛЗУ Северный, сентябрь
1976 г.
Чтобы
сделать план, водители
вставали в пять утра,
из гаража выезжали в
шесть, приезжали домой
в восемь - девять часов
вечера.
Водители
Плотников Н., Лемешков
А., Баранов П. в
ожидании погрузки. На
заднем плане лесовозы
МАЗ-509 и КрАЗ-219.
Октябрь 1975 г.
Погрузка
леса велась только в
дневное время суток,
при -55 градусах и ниже
работы не велись,
рабочиий день
актировался. Бывали
случаи, что при
погрузке пачки дров на
машину от мороза
лопались рессоры.
Лесовоз
при - 50 градсах мороза.
Лесоделяна в пойме
реки Селигдар при
расчистке дражного
полигона драги № 145.
Погрузка
дров при низкой
температуре. ЛЗУ
Коленчатый 1977 г.
Часто
работали в субботу, но
в этот день делали
только по одному
рейсу. Вообще в конце
семидесятых в
отдельные дни
вывозилось до 1000
кубометров леса.
Существовало
социалистическое
соревнование. Были
ударники
коммунистического
труда.
Ударник
комтруда ветеран
Харченко Пётр
Иванович с сыном
Владимиром. Февраль 1978
г.
Лесозаготовительный
участок в 60-х на
Озерном использовал
конную трелевку лесин,
для чего в конюшне на
Озерном содержалось
несколько лошадей.
Позднее стали
использоаться
дизельные трелевщики.
Лесорубы пилили лес
пилами Дружба,
отдыхали в сторожках с
печками,
установленных на
санях.Обед обычно люди
брали с собой в
туесках или
"балетках", ели
всухомятку или с чаем,
разогревали консервы
на костре или на печке.
Утром обычно
завтракали в столовой
на Озерном или
знамеитой шоферской
столовой в Верхнем
Куранахе.
Дрова и лес
укладывались в
штабеля на
лежки-лесины.
Формирование
штабеля дров
лесорубами с помошю
трелёвщика, а вырубка
деревянных стоек
входила в обязанность
шофера (на переднем
плане). ЛЗУ Коленчатый,
май 1973 г.
Грузчики
вручную отделяли от
штабеля пачку дров,
обвязывали ее тросом и
крановщик грузил
пачку на лесовоз.
Чтобы полностью
нагрузить один воз
обычно хватало три
пачки дров. При
укладке второй пачки
на машине ставились
деревянные стойки.
Бригада
грузчиков с
крановщиком (второй
слева). ЛЗУ Озерный 1974
г.
Содержание
лесных дорог
производилось своими
силами. Летние дороги
нагребались
бульдозерами,
ровнялись грейдерами.
Зимники
прокладывались
бульдозером в одну
колею, через метров 300 -
500 устраивались
разъездные карманы.
На лесных дорогах
нередко приходилось
ремонтировать свои
машины.
Ветеран
водитель Сафьянников
П. осматривает задний
мост своей машины. ЛЗУ
Северный 1979 г.
После
погрузки все машины в
лесу подъезжали к
фактуровке, где
производилась выписка
фактуры с указанием
километража, объёма
леса и места
назначения его
транспортировки.
Водители
Баранов П., Здоров И. и
Харченко П. на
расфактуровке. ЛЗУ
Северный, февраль 1978 г.
Лес
приходилось
доставлять в разные
уголки Алданского
района и даже Якутии.
Доставка
дров в отдаленный
поселок Якокут. Шофёр
Баранов П.Д., место
Турук за п.Ленинским,
декабрь 1979 г.
|