WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


 

Первый главный конструктор СТЗ
В. В. Косенко

Весной 2017 г. исполнилось 85 лет со дня образования на Сталинградском, ныне Волгоградском, тракторном заводе Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО СТЗ) - первого в нашей стране специализированного подразделения по проектированию тракторов.
К этой дате на сайте techsnory.ru была размещена статья
«Главные конструкторы волгоградских тракторов. 85 лет первому тракторному КБ», в которой рассказывалось обо всех за период существования отдела (подразделение несколько раз меняло свое название) 10 главных конструкторах и 2 заместителях, длительное время исполнявших обязанности главного конструктора. Статья была проиллюстрирована портретами главных конструкторов и созданных под их руководством тракторов. За исключением портрета первого главного - Вячеслава Георгиевича Станкевича.
Дело в том, что назначенный весной 1932 г. главным конструктором, В.Г. Станкевич в 1938 г. был репрессирован и никаких сведений от нем на момент публикации приуроченной к юбилею статьи найти не удалось.
Но автор продолжил поиски сведений о В.Г. Станкевиче, которые увенчались определенным успехом. Сначала были найдены родственники В.Г. Станкевича: племянница Г.И. Маневич, через нее - и племянник А.С Гаркавенко. Они предоставили интересную информацию о В.Г. Станкевиче, в частности, сообщили добрую весть, что он не был расстрелян, а затем и узнали его на групповых фотографиях с демонстрации новых тракторов руководству нашей страны в июле 1935 г. Большую помощь оказал доцент кафедры истории, культурологии и социологии Волгоградского технического университета В.Г. Бобровников, разыскавший информацию о В.Г. Станкевиче в архивах ФСБ. В руки автора также попали рукописные воспоминания инженера-конструктора СТЗ В.И. Горожанкина, в которых сказано много добрых слов в адрес В.Г. Станкевича.
Из найденной информации складывается следующая картина.
Вячеслав Георгиевич Станкевич родился в 1899 в Воронеже. Высшее инженерное образование получил в 1924 г. в МВТУ им. Баумана. В совершенстве владел английским и немецким языками. Вскоре после окончания вуза был направлен на работу в Сталинградский филиал института ГИПРОМЕЗ, занимавшийся проектированием СТЗ. По вопросам, связанным со строительством Сталинградского тракторного, был направлен в командировку в США. После вступления завода в строй перешел на работу на СТЗ начальником технического отдела, осуществлявшим сопровождение производства колесного трактора СТЗ-1 – копии американского «Интернационал 15/30» фирмы «МакКормик Диринг». Когда в 1932 г. было принято решение о необходимости разработки более подходящего для сельского хозяйства нашей страны гусеничного трактора, В.Г. Станкевич был назначен главным конструктором-начальником КЭО СТЗ и фактически осуществил его формирование.
Конструкторы СТЗ вместе со специалистами Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) в короткий срок разработали 3 глубоко унифицированных между собой гусеничных трактора: сельскохозяйственный СТЗ-3 (более известный под появившейся позже маркой СТЗ-НАТИ), транспортный СТЗ-5 и тягач СТЗ-6.
В.Г. Станкевич был не только разносторонне грамотным инженером, но и талантливым руководителем, под началом которого в короткий срок были созданы тракторы оригинальных конструкций. Например, технические решения, заложенные в СТЗ-НАТИ, до сих пор прослеживаются в тракторах Волгоградского, Харьковского тракторных заводов, в китайских тракторах ЮТО. Коллегам он запомнился энергичным, честным, скромным, высококультурным, с большой выдержкой человеком. Близко знавшие В.Г. Станкевича ценили его за простоту обращения, прямоту суждений, за глубокое знание дела. С ним считались как с крупным специалистом-конструктором, человеком редкого таланта, широкого кругозора, отдавшего себя любимому делу целиком, без остатка. В руководимом В.Г. Станкевичем КЭО СТЗ сформировались как высококвалифицированные специалисты в области тракторостроения будущие главные конструкторы СТЗ М.М. Романов, В.А. Каргополов (в дальнейшем главный инженер и директор Алтайского тракторного завода, затем директор НАТИ), А.К. Платонов, будущий главный конструктор Минского тракторного завода, а затем начальник технического управления Министерства тракторного и сельско-хозяйственного машиностроения И.И. Дронг и др.
К середине 1935 г. опытные образцы тракторов СТЗ-3, СТЗ-5 и СТЗ-6 были изготовлены, проведены их предварительные испытания. При проектировании тракторов их создатели придерживались принципа «не изобретать, а конструировать» и закладывали в тракторы передовые на тот период, проверенные технические решения. СТЗ-3 получился и оригинальным, и удачным, существенно превосходящим колесный СТЗ-1 по эксплуатационно-технологическим показателям. Высокими были эксплуатационные показатели и транспортного СТЗ-5.
16 июля 1935 г. на опытном поле НАТИ в Лихоборах под Москвой состоялся демонстрационный показ руководству страны как тракторов СТЗ, так и разработанных Харьковским тракторным заводом (ХТЗ) на конкурсной основе тракторов В-30/40 и ГТ-35/50. На сайте «Документы советской эпохи» имеются фотографии с этого показа. По результатам испытаний и сравнительного показа предпочтение было отдано тракторам СТЗ, во многом благодаря применению эластичной, а не полужесткой подвески. Специалистам СТЗ, ХТЗ и НАТИ поручалось сформировать объединенное конструкторское бюро, его силами довести конструкцию и подготовить тракторы СТЗ-3 и СТЗ-5 к серийному производству.
11 июля 1935 г. Подмосковные Лихоборы. Опытное поле НАТИ. На показе новых тракторов руководству страны. Теперь можно с уверенностью говорить, что на том снимке пояснения секретарю ЦК ВКП(б) дает главный конструктор СТЗ В.Г. Станкевич 11 июля 1935 г. Лихоборы. На показе новых тракторов руководству страны. Слева направо: председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, зам. начальника Оперативного управления ГУГБ НКВД СССР Б.Я. Гулько, главный конструктор СТЗ В.Г. Станкевич, нарком путей сообщения СССР Л.М. Каганович, секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин
11 июля 1935 г. Лихоборы. Руководители СССР, ВКП(б) и участники демонстрационного показа наблюдают за проходом трактора СТЗ-3 с плугом 11 июля 1935 г. Лихоборы. Участники и гости показа новых тракторов. Слева от наркома тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе - главный конструктор СТЗ В.Г. Станкевич. В центре, в темном костюме с орденом Красного Знамени на груди -  инженер-испытатель СТЗ А.М. Левандовский, справа от него - директор СТЗ В.В. Фокин. Слева от секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина - технический директор СТЗ Э.А. Сатель. Второй справа от И.В. Сталина - по всей вероятности руководитель бригады специалистов НАТИ, работавших на СТЗ, В.Я. Слонимский.

По окончании показа все конструкторы и экспериментаторы СТЗ, ХТЗ и НАТИ, принимавшие участие в сравнительном показе, были приглашены в Кремль. Сталинградских конструкторов возглавлял В.Г. Станкевич. Ему, как писали тогда центральные газеты, И.В. Сталин и члены правительства уделили особое внимание. Много задавали вопросов, на которые он давал грамотные, обстоятельные ответы.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор СТЗ-НАТИ (СТЗ-3), разработанный под руководством главного конструктора В.Г. Станкевича, рядом со своим предшественником – колесным трактором СТЗ-1. Кабину и выведенную вверх выхлопную трубу трактор приобрел уже в процессе доработки после показа

По завершении подготовки производства 11 июля 1937 г. выпуск трактора СТЗ-НАТИ (СТЗ-3) начался на СТЗ. Несколько позже, 17 сентября того же года, изготовление этого трактора было налажено и в Харькове под маркой СХТЗ-НАТИ, или ХТЗ-НАТИ. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., производство трактора (АСХТЗ-НАТИ или АТЗ-НАТИ) было организовано на вновь созданном Алтайском тракторном заводе.
А через год, 11 июля 1938 г., В.Г. Станкевич вместе с большой группой работников СТЗ по ложному обвинению (статьи Уголовного Кодекса РСФСР: 58-7 - подрыв государственной промышленности, транспорта,… совершаемые в интересах… заинтересованных капиталистических организаций, т.е. промышленный саботаж...; 58-10 - пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений…; 58-11 - всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных настоящей статьей преступлений…) был арестован.
Под арестом В.Г. Станкевич провел 2 года и 5 месяцев. В тюрьме вел себя с достоинством, несмотря на пытки, в предъявляемых обвинениях не признался и никаких компрометирующих его или коллег документов не подписал. И в октябре 1940 г. был освобожден. После освобождения В.Г. Станкевич на СТЗ не вернулся. По приглашению бывшего технического директора СТЗ Э.А. Сателя он уехал в Москву и работал в области ракетной техники.
Умер В.Г. Станкевич в 1968 или 1969 году.
Вячеслав Георгиевич Станкевич является автором тракторов СТЗ-НАТИ, СТЗ-5 так же, как, например, М.С. Кошкин – автором среднего танка Т-34, С.В.Ильюшин – штурмовика Ил-2, Р.Е. Алексеев - судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор».

Разработанный под руководством В.Г. Станкевича транспортный трактор СТЗ-5. Во время Великой Отечественной войны это был самый распространенный артиллерийский тягач в Красной Армии. СТЗ изготовил их более 9 тысяч Трактор-тягач СТЗ-6, также разработанный под руководством главного конструктора В.Г. Станкевича, остался только в опытных образцах

© 2018 В. В. Косенко
Список литературы:
1. Главные конструкторы волгоградских тракторов. 85 лет первому тракторному КБ [Электронный ресурс] / В.В. Косенко, И.В. Блюменфельд, А.М. Погожина, И.А. Тарасьев //
www.techstory.ru. Сайт о механических экскаваторах, старой строительной. Авто- и железнодорожной технике. Сайт об истории отечественной дорожной и строительной технике. Раздел «Тематические статьи». История отечественного тракторостроения. - [2017]. - Режим доступа: http://www.techstory.ru/fin/85_stz-vgtz_01.htm.
2. 80 лет СТЗ-НАТИ — первому гусеничному сельскохозяйстве-ному трактору отечественной конструкции [Электронный ресурс] / В.В. Косенко, В.В. Шаров, Е.О. Герасимов, А.И. Тюбаев//
www.techstory.ru. Сайт о механических экскаваторах, старой строительной. Авто- и желез-нодорожной технике. Сайт об истории отечественной дорожной и строительой технике. Раздел «Тематические статьи». История отечественного тракторостроения. - [2017]. - Режим доступа: http://www.techstory.ru/fin/80_stz-nati_2017.htm.

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2018 TechStory.ru

Главная

Монтируем объемные буквы из акрила - в Воронеже