WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Главные конструкторы волгоградских тракторов. 85-лет первому тракторному КБ
В. Косенко, И. Блюменфельд, А. Погожина, И. Тарасьев

85 лет назад, в апреле-мае 1932 г., на Сталинградском (СТЗ), ныне Волгоградском (ВгТЗ), тракторном заводе было организовано первое в отрасли тракторостроения конструкторское подразделение – Конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО).
Сталинградские, волгоградские тракторы наверняка знают все. Создателей же этих тракторов, в т.ч. главных конструкторов разных лет, знают гораздо меньше, чем их детища. Между тем в истории возглавлявшейся ими конструкторской службы много заслуживающих внимания славных страниц, больших достижений, технических побед, воплощенных в миллионы гусеничных машин-тружеников.
КЭО СТЗ был образован по приказу существовавшего тогда Всесоюзного автотракторного объединения СССР под конкретную задачу – разработку отечественного гусеничного с.-х. трактора , которым планировалось заменить колесный СТЗ-1 (справедливости ради следует отметить, что этот трактор хотя и выпускался по документации американской фирмы «Мак-Кормик Диринг», но переработанной в СССР с дюймовой системы мер в метрическую). При этом ставилась задача обеспечить возможность использования такого трактора и в качестве транспортного военного.
1932-1938 гг. Первым главным конструктором и организатором КЭО был Вячеслав Георгиевич Станкевич. Грамотный инженер и энергичный организатор, он зарекомендовал себя еще во время проектирования СТЗ, работая в Сталинградском филиале Государственного института проектирования новых металлозаводов (ГИПРОМЕЗ).
Первый разработанный опытный образец, получивший название «Комсомолец», оказался неудачным. Но затем конструкторами СТЗ под руководством В.Г.Станкевича в тесном сотрудничестве с группой ученых Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), возглавляемой В.Я. Слонимским, был спроектирован, успешно испытан, с участием также и конструкторов Харьковского тракторного завода (ХТЗ) доработан и в июле 1937 г. поставлен на производство трактор, получивший марку СТЗ-НАТИ, мощностью 52 л.с., известный также под марками СТЗ-3 и СТЗ-НАТИ 1ТА. Благодаря рациональной конструкции и гусеничному движителю, этот трактор по сравнению с предшественником - колесным СТЗ-1 (30 л.с.) - развивал вдвое большие крюковые мощность и силу тяги, имел на 40% более высокий тяговый КПД и был на 25% экономичнее.


Специалисты СТЗ, ХТЗ и НАТИ с руководителями ВКП(б) и правительства СССР во время демонстрации новых тракторов, в т.ч. СТЗ-НАТИ (СТЗ-3) и СТЗ-5, на опытном поле НАТИ в Лихоборах под Москвой 16 июля 1935 г. Наверняка в этой группе находятся главный конструктор СТЗ В.Г. Станкевич и руководитель работ по указанным тракторам от НАТИ В.Я. Слонимский

Вскоре выпуск этого трактора был налажен на ХТЗ (СХТЗ-НАТИ), а во время Великой Отечественной войны (ВОВ) - и на Алтайском тракторном заводе (АСХТЗ-НАТИ). Всего с 1937 г. по 1952 г. тремя заводами было выпущено более 191 тыс. этих тракторов.
Параллельно с СТЗ-НАТИ был создан и широко унифицированный с ним транспортный трактор СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ 2ТВ), выпущенный почти в 10 тыс. экземпляров, ставший одним из самых распространенных тягачей в Красной Армии периода ВОВ.
Трактор СТЗ-НАТИ оказался оригинальным и весьма удачным. В 1938 г. он заслуженно удостаивается «Гран При» на Международной выставке в Париже. Некоторые заложенные в его конструкцию технические решения до сих пор используются в тракторах ВгТЗ, ХТЗ и китайских YTO.
К сожалению, В.Г. Станкевич в 1938 г. с группой своих подчиненных, ведущих конструкторов КЭО, по клеветническому доносу был арестован и репрессирован. Дальнейшая его судьба неизвестна, не удалось даже найти его фотографий.

Трактор СТЗ-НАТИ, 52 л.с. Транспортный трактор СТЗ-5

1938-1940 гг. В 1938 г. КЭО СТЗ был разделен на 2 самостоятельных подразделения: по с.-х. тракторам и по военной технике (СпецКЭО). Тракторный КЭО возглавил пришедший на завод в 1932 г. выпускник Новочеркасского авиационного института Матвей Максимович Романов (1904-1983). Это были требовавшие постоянного участия конструкторов годы освоения серийного производства трактов СТЗ-НАТИ, СТЗ-5 и болотоходного СТЗ-8. Велась также разработка дизельного двигателя 1-МД для перечисленных машин, во время ВОВ продолженная на АТЗ.
В 1940-1941 гг. М.М. Романов был деканом автотракторного факультета и заведовал кафедрой «Тракторостроение» Сталинградского механического института (СМИ, с 1963 г. - политехнический институт - ВПИ, ныне - Волгоградский государственный технический университет – ВолгГТУ). Во время ВОВ воевал танковых частях, обучал курсантов Камышинского танкового училища. После войны продолжал трудиться на СТЗ на руководящих должностях, в т.ч. в 1950-1953 гг. – главным конструктором ОКБ по оборонной технике, затем в 1959-1963 гг. – в Сталинградском (Волгоградском) Совнархозе, в 1963-1973 гг. – в Волгоградском НИИ технологии машиностроения (ВНИИТМАШ).


М.М. Романов – главный конструктор СТЗ в 1938-1940 гг.

С августа 1941г. до весны 1943 г. конструкторские работы по тракторам на СТЗ не велись. Производство с.-х. тракторов было приостановлено, конструкторы-трактористы были переведены в СпецКЭО и до оставления завода советскими войсками в октябре 1942 г. занимались военной техникой, в т.ч. танком Т-34. Часть сталинградских конструкторов, будучи эвакуированными в г.Рубцовск Алтайского края, создавала АТЗ, организовывала там производство трактора АСХТЗ-НАТИ, конструировали с использованием вывезенной документации новую машину – будущий ДТ-54. Но уже в феврале 1943 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о восстановлении СТЗ, и конструкторы стали возвращаться в Сталинград.
1943 - 1949 гг. Главный конструктор СТЗ - Виктор Алексеевич Каргополов (1907-1997). По окончании Московского автотракторного института им. Ломоносова (ныне Московский политехнический университет «МАМИ»), он в 1932 г.был направлен на работу в только что организованный КЭО, принимал участие в разработке трактора СТЗ-НАТИ. В годы ВОВ работал на «Уралмашзаводе». В 1943 г. В.А. Каргополов отзывается из эвакуации и назначается главным конструктором СТЗ. Кроме В.А. Каргополова в 1943-1944 гг. из эвакуации были также отозваны работавшие на оборонных заводах упоминаемые ниже его последователи П.Н. Новиков, А.К. Платонов, А.Я. Мерилов, В.Т. Вереютин и М.А. Шаров. СТЗ восстанавливают, уже в июле 1944 г. возобновляется производство трактора СТЗ-НАТИ.
Под руководством В.А. Каргополова конструкторы СТЗ вместе с коллегами с ХТЗ и АТЗ разрабатывают легендарный пахотный трактор ДТ-54 мощностью 54 л.с. По сравнению с предшественником - трактором СТЗ-НАТИ - выросли производительность, надежность, а особенно - на 35-45% - топливная экономичность новой машины, в первую очередь, благодаря применению дизельного двигателя вместо карбюраторного керосинового. В этот период также создаются болотоходная ДТ-55 и газогенераторная ГБ-58 модификации ДТ-54.

Трактор ДТ-54 Трактор ДТ-55 Трактор ГБ-58

При В.А. Каргополове в 1948 г. в Краснодарском крае был создан отряд полевых испытаний СТЗ, реорганизованный в дальнейшем в известный Кубанский научно-исследовательский институт испытаний тракторов и сельхозмашин (КубНИИТиМ, ныне РосНИИТиМ).
Вся дальнейшая судьба В.А. Каргополова остается связанной с тракторами. В 1949-1952 гг. он главный инженер СТЗ; в 1952 -1958 гг. - главный инженер, а затем директор АТЗ; в 1958-1963 гг. – зам. председателя, затем председатель Алтайского Совнархоза , одновременно возглавляет кафедру «Автомобили и тракторы» Алтайского политехнического института, получает звание профессора; в 1963-1972 гг. – директор НАТИ и главный редактор журнала «Тракторы и сельхозмашины».


В.А. Каргополов – главный конструктор СТЗ в 1943-1949 гг., лауреат Сталинской премии

В 1950 г. за создание трактора ДТ-54 В.А. Каргополов и тогдашний главный конструктор СТЗ А.К. Платонов с группой работников АТЗ и ХТЗ удостаиваются Государственной (Сталинской) премии. В.А. Каргополов также награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями.
В 1944-1946 гг., во время командировки В.А. Каргополова в США по вопросам закупки оборудования для восстанавливаемого СТЗ, обязанности главного конструктора исполнял Павел Николаевич Новиков (1897-1966). Участник Гражданской войны, П.Н. Новиков учился в Харьковском политехническом и Ленинградском технологическом институтах, завершил получение высшего образования в 1932 г. в Бронетанковой академии им.Дзержинского и был направлен на СТЗ. Работал военным представителем, мастером, конструктором, начальником КБ в КЭО. Во время ВОВ занимался организацией обороны СТЗ, изготовления и ремонта танков. В 1943 г. П.Н. Новиков назначается заместителем главного конструктора. Он активный участник создания тракторов СТЗ-НАТИ и ДТ-54.
В 1958-1959 гг. П.Н. Новиков находился в командировке в КНР, оказывая помощь в строительстве Лоянского тракторного завода, подготовке для него специалистов и организации производства тракторов «Дун Фан Хун-54» - копии советского ДТ-54.
Трудовые и ратные заслуги П.Н. Новикова отмечены орденами Красной Звезды, «Знак Почета», многими медалями, в т.ч. золотой медалью ВСХВ за участие в создании трактора ДТ-54; ранее за разработку трактора СТЗ-НАТИ он был премирован легковым автомобилем ГАЗ-М.


П.Н. Новиков – и.о. главного конструктора СТЗ в 1946-1947 гг.

1949 -1950 гг. Главный конструктор СТЗ - Алексей Кузьмич Платонов (1907-1950). Выпускник МВТУ им.Баумана, он работал на СТЗ с 1932 г. инженером-конструктором КЭО, начальником моторной лаборатории, начальником КБ шасси и ходовых систем, принимал участие в разработке тракторов СТЗ-НАТИ и СТЗ-8, зарекомендовал себя как грамотный и инициативный инженер. В 1941-1942 гг. возглавлял танковую лабораторию СТЗ. В 1944 г. А.К. Платонов назначается заместителем, а в 1949 г. - главным конструктором. Он внес большой вклад в создание трактора ДТ-54, особенно его дизеля Д-54.
К сожалению, в 1950 г. Алексей Кузьмич умер в возрасте 43 лет.


А.К. Платонов – главный конструктор СТЗ в 1949-1950 гг., лауреат Сталинской премии

1951-1957 гг. Главный конструктор СТЗ - Александр Яковлевич Мерилов (1909-1995), работавший на СТЗ после окончания в 1933 г. Сталинградского тракторостроительного техникума (им. Ньютона), получив-ший затем в 1938 г. высшее образование в СМИ.
Хотелось бы отметить, что, начиная с А. Я. Мерилова, все главные конструкторы СТЗ-ВгТЗ были выпускниками СМИ-ВПИ, большинство из них без отрыва от производства защитило в этом вузе кандидатские диссертации, выполненные по актуальным темам, нашедшим воплощение в выпускаемых ВгТЗ тракторах.
В 1951 г. А. Я. Мерилов назначается заместителем главного конструктора, затем главным конструктором. В этот период наращивается производство базового трактора ДТ-54, его болотоходной модификации ДТ-55, газогенераторного ГБ-58; конструкторы плодотворно работают над их совершенствованием, повышением надежности, экономичности. В 1958 г. на конвейер ставятся модернизированные тракторы ДТ-54А, ДТ-55А, ведутся работы над крутосклонным ДТ-57.


А.Я. Мерилов – главный конструктор СТЗ в 1951-1957 гг.

Трактор ДТ-54/ДТ-54А выпускался также ХТЗ и АТЗ, был любим механизаторами. Всего тремя заводами их было изготовлено около 980 тыс.
В середине 1950-х гг. конструкторы СТЗ начали поиск путей глубокой модернизации ДТ-54А или создания для его замены новой, более производительной, экономичной и удобной для механизатора машины. Сторонник повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов и применения навесных гидрофицированных орудий, А.Я. Мерилов создал экспериментальный трактор ДТ-61 мощностью 60 л.с., в конструкцию которого было заложено много оригинальных технических решений, в т.ч. заднее навесное устройство и гидросистема управления орудиями, опущенные на почву подрессоренные направляющие и ведущие колеса. Последнее позволило по сравнению с ДТ-54 сократить габариты машины, в т.ч. на 500 мм длину (при даже несколько большей базе), снизить на 500 кг массу, обеспечить высокую навесоспособность. Уменьшенная с 1435 до 1115 мм колея позволяла оптимально, без поперечного смещения, агрегатировать трактор с 4-корпусным плугом. Максимальная скорость ДТ-61 была на треть, а экономичность на 10-15% выше, чем у ДТ-54.

Трактор ДТ-54А Крутосклонный трактор ДТ-57 Опытный трактор ДТ-61, 60 л.с.

С этим периодом связана одна из драматических страниц в истории конструкторского подразделения СТЗ-ВгТЗ. В 1954 г. главным инженером СТЗ был назначен М.С. Сидельников, работавший до этого главным конструктором ХТЗ, АТЗ и главным инженером АТЗ. Между ним и А.Я. Мериловым начались принципиальные споры о путях дальнейшего развития гусеничного пахотного трактора, разделившие работников отдела, да и всего завода, на 2 лагеря.
Победила точка зрения М.С. Сидельникова, и предпочтение тогда было отдано трактору более традиционной компоновки ДТ-56, превратившемуся в конечном итоге в ДТ-75. Предлагавшиеся же А.Я. Мериловым идеи по кардинальному повышению навесоспособности во многом нашли воплощение уже в наше время, например, в тракторах Агромаш ТГ-150, Агромаш-315ТГ «Руслан».
По воспоминаниям коллег, А.Я Мерилов был прекрасным компоновщиком и, даже будучи уже главным конструктором, находил время поработать за доской.
После СТЗ А.Я. Мерилов в 1957-1959 гг. работал заместителем главного конструктора на Сталинградском оборонном заводе «Баррикады», затем, до ухода в 1970 г. на заслуженный отдых, – главным инженером ВНИИТМАШа.
1957-1958 гг. Обязанности главного конструктора исполняет Валентин Тихонович Вереютин (1914-2008). Это было время отработки технических решений, реализованных впоследствии в тракторе ДТ-75, таких как сварная рама, единый корпус трансмиссии, механизм поворота, кабина автомобильного типа и др. В.Т. Вереютин работал на СТЗ с 1935 г., в т.ч., после окончания в 1941 г. СМИ, в отделе главного конструктора. Во время ВОВ работал на оборонных заводах. В 1953 г. был назначен заместителем главного конструктора, проработав в этой должности до 1969 г.
В дальнейшем, до ухода в 1979 г. на заслуженный отдых, В.Т. Вереютин работал на Волгоградском моторном заводе в аналогичной должности, занимаясь внедрением и совершенствованием мощного тракторного дизеля 8ДВТ-330.
1958-1981 гг. Конструкторскую службу СТЗ-ВгТЗ возглавлял Михаил Александрович Шаров (1914-2001), работавший на заводе со дня его пуска сначала рабочим, затем, по окончании СМИ, инженером-конструктором, заместителем главного инженера, главным конструктором.
Под его руководством завершалось создание трактора ДТ-75 мощностью 75 л.с. и его семейства: отрабатывалась конструкция, велись государственные и параллельно широкие хозяйственные испытания в различных зонах страны. В декабре 1963 г. ДТ-75 был поставлен на конвейер. Он был на треть производительнее и на различных операциях на 2-14% экономичнее ДТ-54.

В.Т. Вереютин - и.о. главного конструктора СТЗ в 1957-1958 гг. М.А. Шаров – главный конструктор СТЗ-ВгТЗ в 1958-1981 гг., лауреат Государственной премии

Вслед за базовой машиной в производство были внедрены: в 1967 г. – пахотный ДТ-75М повышенной мощности (90 л.с.), в 1969 г. - болотоходный ДТ-75Б, в 1972 г. - крутосклонный ДТ-75К, а также комплектации этих тракторов, предназначенные под монтаж бульдозерного оборудования, погрузчиков и др.
Тракторы семейства ДТ-75 постоянно совершенствовались, росла их мощность, повышалась надежность, наращивались экспортные поставки. В 1979 г. с внедрением новой, смещенной вправо кабины прямоугольных форм был кардинально изменен дизайн семейства (тракторы ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75БВ), существенно улучшились условия труда тракториста.

Трактор ДТ-56 Трактор ДТ-75 (75 л.с.) первых лет выпуска Болотоходный трактор ДТ-75Б

Создание в структуре конструкторской службы первого в отрасли дизайн-бюро, пользовавшегося авторитетом и внесшего большой вклад в создание тракторов семейств ДТ-75В, а затем ВТ-100, является одной из заслуг М.А. Шарова.
Под производство трактора ДТ-75М в Казахстане был построен и в 1968 г. пущен Павлодарский тракторный завод (ПТЗ) – дублер ВгТЗ.
Всех модификаций тракторов семейства ДТ-75 было выпущено более 2,7 млн.шт. Справедливой была бытовавшая в те годы поговорка: «Каждый третий в мире трактор - советский, каждый третий советский трактор – волгоградский».
Под руководством М.А. Шарова конструкторы ВгТЗ создали скоростной энергонасыщенный трактор ДТ-175C «Волгарь» мощностью 170 л.с. с впервые примененной на с.-х. тракторе автоматической бесступенчатой гидромеханической трансмиссией. Его появлению предшествовали разработка, изготовление, всесторонние исследования макетных образцов Э-150, Э-151, Э-152, показавшие возможность и целесообразность использования гидротрансформатора на машине такого назначения. «Волгарь» мог работать на скоростях 9-15 км/ч (транспортная достигала 21 км/ч), был на 40-70% производительнее трактора ДТ-75М и пользовался популярностью среди механизаторов.
За разработку воплощенных в этой машине научных основ повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов М.А. Шаров в составе группы ученых и конструкторов во главе с академиком В.Н. Болтинским в 1976 г. был удостоен Государственной премии СССР.
М.А. Шаров был также награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями.
Передав пост главного конструктора последователю, М.А. Шаров продолжал трудиться на родном заводе техническим советником директора.

Трактор ДТ-75Н Болотоходный трактор ДТ-75БВ Первый серийный трактор ДТ-175С «Волгарь», 170 л.с. Болотоходный трактор ДТ-175Б

1981-1996 гг. Главный конструктор ВгТЗ – Владимир Петрович Шевчук (1938-2015), пришедший на завод в 1958 г., работавший станочником, электриком, инженером-конструктором, начальником лаборатории, заместителем главного конструктора по испытаниям.
На посту главного конструктора на его долю в первую очередь выпало внедрение в производство в 1986 г. трактора ДТ-175С «Волгарь», а затем его модернизация (коробка передач с шестернями постоянного зацепления, улучшенный механизм поворота, усовершенствованный дизель СМД-62А, увеличенные передаточные числа трансмиссии и др.), повысившая эксплуатационные, в первую очередь, тяговые и топливно-экономические показатели машины. Модернизированный трактор под маркой ДТ-175М «Волгарь» выпускался с 1992 по 1996 г. Тракторов ДТ-175С и ДТ-175М было выпущено более 16 тыс.
На базе ДТ-175М был разработан 4-гусеничный шарнирно-сочлененный трактор ГШСТ-8 (ВТ-400), выпущенный в нескольких экземплярах и предназначавшийся для сверхглубокой вспашки почвы в зоне Чернобыльской АЭС.
Большое внимание В.П. Шевчук уделял повышению эффективности использования тракторов. Во многом благодаря его инициативе, на ВгТЗ был организован отдел технической эксплуатации тракторов с сетью опорных баз и пунктов по всей стране, регулярно проводились совещания, семинары по пропаганде передового опыта работы на волгоградских тракторах, издавались рекомендации по их рациональному агрегатированию и использованию. В результате выросли эффективность и сфера использования волгоградских машин (например, для работы с трактором «Волгарь» было согласовано агрегатирование более 250 с.-х. машин и орудий).


В.П. Шевчук – главный конструктор ВгТЗ в 1981-1996 гг.

Под руководством В.П. Шевчука был разработан и в 1994 г. поставлен на производство гусеничный с.-х. трактор общего назначения нового поколения ВТ-100Д (с дизелем Д-442) и ВТ-100Н ( с дизелем СМД-20Т) нового для ВгТЗ тягового класса 4 мощностью сначала 120 л.с. в тяговом режиме и 140 л.с. в приводном, а затем 130 л.с. Основные конструктивные особенности этих тракторов: дизель постоянной мощности, коробка передач с шестернями постоянного зацепления и принудительной смазкой, новый дизайн и комфортабельная кабина, в которой впервые среди отечественных тракторов полностью выполнялись все требования стандартов по условиям труда и технике безопасности. Трактор ВТ-100Д/Н показывал по сравнению с ДТ-75Д повышение производительности на 16-46% при меньшем на 5-11% погектарном расходе топлива. На базе ВТ-100 были также разработаны пропашная ВТ-100ДП/НП, свекловодческая ВТ-100ДС и рисоводческая ВТ-100ДР модификации.
При В.П. Шевчуке был начат поиск возможности создания колесного с.-х. трактора с высокой поузловой унификацией с выпускаемыми гусеничными машинами (экспериментальные ДТ-75ДК, ВТ-100ДК, ВТ-100ДК2).

Трактор ВТ-100Д (130 л.с.) на экспериментальных гусеницах с РМШ и ограничением угла обратного складывания Экспериментальный колесный трактор ДТ-75НК

Одной из главных заслуг В.П. Шевчука является создание на ВгТЗ современного цеха опытного производства с едва ли не лучшей в отрасли оснащенностью станками, испытательными стендами и другим оборудованием, что позволяло изготавливать детали практически любой сложности, проводить на высоком уровне всесторонние испытания отдельных деталей, узлов и тракторов в целом.
В.П. Шевчук награжден Орденом Почета, медалями.
В 1996 г. В.П. Шевчук, будучи уже профессором, перешел на преподавательскую работу на кафедру «Автомобиле- и тракторостроение» ВолгГТУ, где 18 лет делился своим богатым опытом со студентами, аспирантами, коллегами.
1996- 1998 гг. Главный конструктор - Валентин Яковлевич Боков (1938-2005).


В.Я. Боков – главный конструктор ВгТЗ в 1996-1998 гг.

При нем наращивалось производство трактора ВТ-100Д/Н, получили дальнейшее развитие работы по расширению номенклатуры применяемых на тракторах дизелей (рыбинский РМ-80, словацкий Мартин Z8604 и др.).
Еще будучи заместителем главного конструктора, В.Я. Боков много сделал для отработки конструкции гидротрансформатора трактора ДТ-175С, а в дальнейшем организовал инициативную разработку экспериментального с.-х. трактора Т-5 «Дончак» тягового класса 5 мощностью 230 л.с., в конструкцию которого было заложено много интересных технических решений: блочно-модульная компоновка, в т.ч. дизель в одном блоке со сцеплением и коробкой передач, 2-ступенчатый (в перспективе бесступенчатый) механизм поворота, отдельные на каждый борт главные передачи, совмещенные с планетарными конечными, независимая подвеска с четвертьэллиптическими малолистовыми рессорами и др.
Новшества позволили получить оптимальное положение центра масс, высокие тягово-сцепные качества и навесоспособность при минимальной массе и небольших габаритах (будучи на 77% мощнее ВТ-100Д, трактор Т-5 имел на 30% меньшую удельную конструкционную массу и всего на 6-10% большие габариты).


Опытный трактор Т-5 «Дончак» (230 л.с.)

В.Я. Боков первым среди волгоградских конструкторов тракторов был удостоен звания «Заслуженный конструктор России».
1998-2006 гг. Конструкторскую службу ВгТЗ возглавляет Игорь Апполонович Долгов.


И.А. Долгов – главный конструктор ВгТЗ в 1998-2006 гг.

При нем велось совершенствование трактора ВТ-100Д. На его базе был разработан и в 2005 г. поставлен на конвейер трактор ВТ-150Д также тягового класса 4. Помимо увеличенной до150 л.с. мощности, его отличали дисковые остановочные тормоза, комбинированная подвеска с возможностью переналадки на работу в индивидуальном, балансирном или смешанном режиме, заднее навесное устройство повышенной грузоподъемности, расширенные возможности балластирования. Трактор ВТ-150Д на различных операциях обеспечил рост производительности: по сравнению с ВТ-100Д – на 10-20%, а по сравнению с ДТ-75Д – на 35-60%. Продолжались работы по адаптации к тракторам ВгТЗ новых дизелей: ЯМЗ-236, КамАЗ-740, минских Д-245, Д-260 и др.
Совместно с НАТИ был разработан и успешно испытан колесный трактор ВК-170 тягового класса 3 мощностью 125 кВт.

Трактор ВТ-150Д (150 л.с.) Трактор ВТ-200 (200 л.с.), выпущенный малой серией Опытный колесный трактор ВК-170 (170-200 л.с.)

В 2006-2009 гг. И. А. Долгов работал заместителем технического директора ВгТЗ по новой технике.
2006-2010 гг. Главный конструктор - Косенко Вячеслав Владимирович.
Как В.Я. Боков и И.А. Долгов, В.В. Косенко до назначения главным работал инженером-конструктором, начальником бюро, заместителем главного конструктора.


В.В. Косенко – главный конструктор ВгТЗ в 2006-2010 гг., лауреат премии Ленинского комсомола

Под его руководством был разработан и внедрен в производство трактор ВТ-90 («Агромаш-90ТГ») мощностью в зависимости от устанавливаемого дизеля 90-110 л.с., представлявший собой дальнейшую модернизацию ДТ-75Д путем изменения дизайна, внедрения унифицированных с тракторами ВТ-100 и ВТ-150 кабины, управления, а также передних съемных секционных балластных грузов, пластикового капота и др. Планировалось, что ВТ-90 вместе с выпускавшимися ВТ-100 (ВТ-130), ВТ-150, разрабатывавшимися ВТ-110, ВТ-180 и модификациями различного назначения образуют новую широкую продуктовую линейку ВгТЗ в диапазоне мощности 60-150 кВт (80-200 л.с.).


Тракторы ВТ-90 (90-110 л.с.): справа –сельскохозяйственный; слева – с бульдозерным оборудованием

На тракторе ВТ-150Д был внедрен стеклопластиковый капот, существенно улучшивший дизайн машины.
К тракторам ВгТЗ адаптированы финские дизели SISU 44DSE (70 кВт или 95 л.с.) и 74DSE (110 кВт или 150 л.с.), производство которых намечалось на Владимирском моторо-тракторном заводе. Тракторы ВТ-90С и ВТ-150С с этими дизелями прошли испытания и были рекомендованы к постановке на производство. В 2007г. волгоградские конструкторы сопровождали внедрение на ВгТЗ промышленного трактора Т-9, разработали на его базе модификацию Т-9КС с бесступенчатой гидростатической трансмиссией, а совместно с учеными НАТИ и коллегами из Головного специализированного конструкторского бюро по ходовым системам (ГСКБ ХС), г.Чебоксары, - гусеничный с.-х. трактор тягового класса 5 (6) «Агромаш-315ТГ» мощностью 315 л.с.

Трактор ВТ-90 Трактор ВТ-150Д измененного дизайна на опытных ленточных резиноармированных гусеницах (РАГ) Трактор Агромаш-315ТГ «Руслан» (315-345 л.с.)

С сожалением приходится говорить о том, что в 2011 г. по решению руководства Концерна «Тракторные заводы», в который вошел ВгТЗ, конструкторская служба в Волгограде была резко сокращена, лишена самостоятельности. В 2015 г. конструкторская документация по тракторам передана в Чебоксары, работы по тракторной тематике на ВгТЗ были прекращены.

© 2017 В.В. Косенко, И.В. Блюменфельда, А.М. Погожиной, И.А. Тарасьева
Авторы выражают благодарность Елене Матвеевне Шурыгиной (Романовой), Марии Викторовне Бережной (Каргополовой), Валерию Павловичу Новикову, Евгении Александровне Мериловой, Александру Валентиновичу Вереютину, Игорю Михайловичу Шарову, сотрудникам ВолгГТУ и Управления главного конструктора ВгТЗ за помощь в сборе материалов для данной статьи.

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2017 TechStory.ru

Главная

Рекомендуем на сайте магазина https://betall.ru заказать стальной швеллер по цене за метр.