WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Трактор-легенда. 70 лет ДТ-54
В. В. Косенко, В. В. Шаров, Ю.С. Ценч

25 ноября 1949 года - знаменательная дата в истории не только отечественного, но и мирового тракторостроения. В этот день 70 лет назад на Сталинградском (ныне Волгоградском) тракторном заводе началось серийное производство поистине легендарного гусеничного тягового класса 3 сельскохозяйственного дизельного трактора общего назначения ДТ-54. Он пришел на смену своему предшественнику, тоже гусеничному аналогичного назначения трактору СТЗ-НАТИ (АСХТЗ-НАТИ).
Трудно сейчас представить, как всего через 4,5 года после окончания Великой Отечественной войны, к тому же в превращенном в руины Сталинграде, разрушенном Харькове, наша страна смогла наладить производство нового трактора прогрессивной по самым строгим меркам того времени конструкции.
Задел для нового трактора конструкторы начали создавать еще до Великой Отечественной войны. Тогда на Сталинградском (СТЗ) и Харьковском (ХТЗ) трак-торных заводах были спроектированы, изготовлены и испытывались несколько вариантов тракторных дизельных двигателей, в частности сталинградский 1-МД, предназначавшийся еще для трактора СТЗ-НАТИ (карбюраторный керосиновый двигатель этого трактора имел марку 1-МА), и харьковский Д-8Т мощностью 58,5 л.с., разрабатывавшийся для транспортного трактора СТЗ-5.
Работы не прекращались и в военное время на Алтае, где в г. Рубцовск на основе вывезенного оборудования ХТЗ и СТЗ был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ), куда были эвакуированы работники из Харькова, а затем и из Сталинграда и куда летом 1942г., перед Сталинградской битвой, была вывезена конструкторская документация, в т.ч. трактора СТЗ-НАТИ и опытных дизелей.
На основе этих наработок конструкторам в сжатые сроки удалось создать удачный дизельный двигатель Д-54 и гусеничный трактор, получивший марку ДТ-54 (аббревиатура расшифровывается: «дизельный трактор мощностью 54 л.с.»). Первые образцы ДТ-54 (рис. 1, 2) были изготовлены в Рубцовске в декабре 1944 г.
Рис. 1. Возможно это фото первого образца будущего ДТ-54, изготовленного на АТЗ в декабре 1944 г. Рис. 2. Один из создателей ДТ-54, главный конструктор АТЗ М.С. Сидельников на фоне одного из первых образцов этой машины. Фото 1947 г.
Рис. 3. Трактор ДТ-54, продольный разрез: 1 - дизель Д-54; 2 - главное сцепление; 3 - карданный вал; 4 - коробка передач; 5 - задний мост с главной передачей и механизмом поворота; 6 - конечная передача; 7 - гусеничная цепь ходовой системы; 8 - тягово-сцепное устройство

Созданию ДТ-54 способствовала постоянно проводившаяся плановая модернизация узлов трактора АСХТЗ-НАТИ, в результате которой к 1949 г. были внедрены торцовые уплотнения подшипниковых узлов ходовой системы, карданный вал с резиновыми втулками (сайлент-блоками), более надежные конечные передачи со стальными центрирующими стаканами и др. Эти модернизированные узлы перешли на трактор ДТ-54.
Сохранив ставшую классической компоновку с передним расположением двигателя, задним расположением трансмиссии, ведущих колес, кабины и рамный остов, трактор ДТ-54 [1,2] (рис. 3) имел следующие основные отличия от АСХТЗ-НАТИ [3] (см. также табл. 1):
- повысившая силу тяги на I передаче и улучшившая использование мощности двигателя при различных крюковых нагрузках 5-ступенчатая коробка передач вместо 4-ступенчатой, с меньшим интервалом скоростей между передачами: максимальное отношение номинальных скоростей на смежных i+1 и i-передачах 1,2915 против 1,5236 у АСХТЗ-НАТИ (табл. 2);
- вторичный вал коробки передач, выполненный заодно с ведомой конической шестерней главной передачи;
- усовершенствованное (но пока еще, как и у АСХТЗ-НАТИ, сблокированное) управление фрикционными муфтами и тормозами механизма поворота;
- закрытая, более просторная и комфортабельная кабина, впервые в мире установленная на сельскохозяйственном тракторе, кстати, не одинаковая у тракторов разных заводов: двери кабин тракторов ХТЗ и АТЗ при открывании сдвигались на роликах назад (рис. 4), двери трактора СТЗ открывались против хода на петлях и удобно трансформировались по желанию тракториста в 5 различных вариантов (рис. 5-9);
- топливный бак увеличенной емкости с мерной линейкой, расположенный за кабиной (у предшественника он располагался между двигателем и кабиной);
- более совершенное и надежное электрооборудование с возможностью подключения внешних потребителей.

Рис. 4. Трактор ДТ-54 производства ХТЗ в агрегате с картфелесажалкой. Двери кабины сдвижные

Но главной отличительной особенностью нового трактора, так сказать его «изюминкой», был, конечно, дизель Д-54 - рядный 4-цилиндровый, размерностью 125х152 мм, жидкостного охлаждения, с атмосферным впуском и вихрекамерным смесеобразованием, несколько большей, чем у 1-МА, мощности: (54 л.с. против 52) и, наиболее важное, существенно более экономичный и работающий на более дешевом, чем керосин, дизельном топливе. Конечно, дизельный двигатель был сложнее, особенно в части системы питания, которая включала такие новые составные элементы, как поршневой топливоподкачивающий насос с дополнительной ручной помпой, фильтр тонкой очистки топлива, топливный насос высокого давления 4ТН-8,5х10 со всережимным регулятором, штифтовые форсунки ФШ-1,5х15° и трубопроводы высокого давления. Запускался Д-54 не вручную, а пусковым бензиновым двигателем ПД-10 с 2-ступенчатым редуктором; для облегчения пуска дизель был также снабжен декомпрессионным, тоже 2-ступенчатым, механизмом. Немаловажное значение как для производства, так и для эксплуатации, имела и существенная унификация нового двигателя Д-54 с выпускавшимся 1-МА.
По заказу потребителя трактор ДТ-54 комплектовался:
- 2-диапазонным ходоуменьшителем, обеспечивающим с переналадкой дополнительно 4 замедленные скорости движения в диапазоне 0,48-0,84 или 1,60-2,80 км/ч;
- зависимым валом (547 об/мин) или шкивом отбора мощности.

Рис. 5. Трактор ДТ-54 производства СТЗ на вспашке в агрегате с 5-корпусным прицепным плугом «Труженик». Двери и часть боковых стенок кабины сложены и убраны в «подлокотник» (вариант 1) Рис. 6. Трактор ДТ-54 производства СТЗ. Вариант 2 трансформации боковых стенок и дверей кабины («калитка»)
Рис. 7. Трактор ДТ-54 производства СТЗ. Вариант 3 трансформации боковых стенок кабины («полустенка» без двери) Рис. 8. Трактор ДТ-54 производства СТЗ на уборке кукурузы на силос в агрегате с комбайном КС-2,6. Вариант 4 трансформации боковых стенок и дверей кабины («полустенка с калиткой»)
Рис. 9. Трактор ДТ-54 производства СТЗ с гидрофицированным бульдозерным оборудованием. Вариант 5 трансформации боковых стенок и дверей кабины (сплошная стенка с дверью)

Для проведения испытаний нового трактора Главтракторопром СССР организовал при СТЗ специальный испытательный отряд, базировавшийся в пос. Хуторок Краснодарского края. На базе этого отряда был позже создан опорный пункт Северо-Кавказской МИС, преобразованный вскоре в Кубанскую МИС, а затем в широко известный и авторитетный Кубанский научно-исследовательский институт испытаний тракторов и сельхозмашин (КубНИИТиМ), давший путевку в жизнь многим тракторам СТЗ (ВгТЗ), ХТЗ, АТЗ и других заводов. Полномасштабные испытания ДТ-54 в сравнении с трактором СТЗ-НАТИ начались на Кубани весной 1946 г.; испытания велись и в других местах, в частности, в г. Янгиюль под Ташкентом (впоследствии Среднеазиатская МИС).
К 1949г. испытания новой машины были в основном завершены с положительными результатами. Трактор ДТ-54 хотя и был всего на 4% мощнее АСХТЗ-НАТИ, но благодаря более рациональному сочетанию массы и мощности, измененной коробке передач, имел гораздо более высокие тягово-скоростные показатели (табл. 3, рис. 10) [4]. Особенно впечатляла уже упомянутая топливная экономичность: ДТ-54 расходовал на единицу выполненной работы на 35-45% меньше горючего. Себестоимость полевых сельхозработ была ниже на 25%.
Государственная комиссия еще до окончания всех испытаний рекомендовала трактор ДТ-54 к внедрению на заводах в Сталинграде, Харькове и Рубцовске. СТЗ осуществил это 25 ноября 1949 г. без остановки главного сборочного конвейера (рис. 11). На ХТЗ производство ДТ-54 началось несколько раньше – 25 августа того же года. А через 3 года, 20 июня 1952г., его выпуск был освоен и на АТЗ.
За создание трактора ДТ-54 в 1950 г. группе специалистов: от АТЗ - главному конструктору М.С. Сидельникову (до 1942 г. М.С. Сидельников был главным конструктором ХТЗ. Впоследствии работал главным инженером АТЗ, СТЗ, начальником технического управления Министерства тракторного и с.-х. машиностроения), главному инженеру Н.Н. Перовскому, директору П.П. Парфенову, зам. главного конструктора Е.А. Саркисянцу и Х.Я. Тейтельбауму, от ХТЗ - главному конструктору Н.Г. Зубареву, от ВгТЗ - главным конструкторам В.А. Каргополову (в 1944-1949 гг.; впоследствии В.А. Каргополов работал главным инженером АТЗ, председателем Алтайского Совнархоза, директором НАТИ) и А.К. Платонову (в 1949-1950 гг.), - была присуждена Сталинская премия II степени.


Рис. 10. Тяговые характеристики тракторов ДТ-54 (сплошные линии) и СТЗ-НАТИ (пунктирные линии). Почвенный фон - стерня

Наращивание серийного производства ДТ-54 было непростым. Сказывались и весьма сжатые сроки подготовки производства, и «детские болезни» новой во многих отношениях машины, да и последствия еще недавней войны. Непросто шло и освоение более сложного нового трактора механизаторами и специалистами на селе.
Но в конце концов большинство трудностей было преодолено.
Конструкторы и технологи трех заводов во взаимодействии друг с другом устранили присущие машинам первых лет выпуска недостатки, имевшие место в основном на дизеле [5]:
- поломки коленчатого вала и обрыв его противовесов (это были, пожалуй, самые неприятные дефекты);
- повышенный расход моторного масла (после внедрения измененных поршневых колец и дренажных отверстий в поршне Д-54 по расходу масла на угар долгое время был лучше некоторых отечественных тракторных дизелей даже более поздней разработки);
- негерметичность впускного тракта и преждевременный износ деталей гильзопоршневой группы;
- проворачивание шатунных вкладышей и поломки нижней головки шатуна;
- задиры зеркала цилиндра и разрушение роликоподшипников нижней головки шатуна пускового двигателя;
- повышенный износ деталей привода маслонасоса.
Заводские специалисты издали книги, опубликовали много журнальных статей об устройстве, особенностях эксплуатации и ремонта трактора ДТ-54, на селе было организовано углубленное изучение этой машины.

Рис.11. 25 ноября 1949 г. Сборка первого серийного трактора ДТ-54 на главном конвейере Сталинградского тракторного Рис. 12. Трактор ДТ-54А производства ВгТЗ в агрегате с навесным плугом ПН-4-35 на испытаниях системы автоматического вождения

Трактор ДТ-54 постоянно совершенствовался. В частности, в последующие годы были внедрены:
- по дизелю: центробежная очистка масла в шатунных шейках коленвала, счетчик моточасов, улучшенные декомпрессионный механизм и водопомпа, усиленный привод вентилятора, масляная центрифуга вместо сменного бумажного фильтра тонкой очистки масла;
- усовершенствованная коробка передач, усиленный корпус заднего моста, торцовые уплотнения конечных передач;
- раздельное управление фрикционными муфтами и остановочными тормозами механизма поворота вместо сблокированного, существенно облегчившее управление трактором (усилие на рычагах снизилось с 25-27 до 10-12 кгс);
- ведущие колеса с зацеплением каждого зуба с цевками звеньев гусениц (12-зубовое вместо 23-зубового);
- усиленные рама и ходовая система; предохранительные накладки (под гусеницы) на корпусах конечных передач;
- топливный бак большего объема;
- бачок для питьевой воды.
В связи с появлением в сельском хозяйстве прогрессивных навесных, полунавесных и гидрофицированных орудий были разработаны и в 1957г. внедрены впервые в мире на гусеничном тракторе заднее навесное устройство (ЗНУ) и гидросистема с шестеренным насосом НШ46, 3-секционным 4-позиционным распределителем Р75-В3 и маслобаком емкостью 25 л. ЗНУ имело 2 схемы наладки: 2-точечную (для работы с энергоемкими орудиями) или 3-точечную (для более жесткого в поперечном направлении соединения орудия с трактором) - и снабжалось гидроцилиндром двухстороннего действия ЦС-110; при полной комплектации агрегатами гидросистемы к трактору еще прикладывались 3 выносных гидроцилиндра ЦС-75.
Трактор с гидронавесной системой получил марку ДТ-54А (рис. 12), а его дизель, тоже модернизированный, более экономичный, с алюминиевыми поршнями, измененными головкой блока и коленчатым валом без противовесов, с пусковым двигателем ПД-10М (рис. 13), - марку Д-54А [6].

Рис. 13. Дизель Д-54А Рис. 14. Трактор ДТ-54А производства ВгТЗ на севе в агрегате с 3 сеялками СУ-24 со сцепкой С-11

ДТ-54 (ДТ-54А) был без преувеличения универсален. В сельском хозяйстве в агрегате с различными орудиями и машинами он выполнял все работы общего назначения: различную вспашку (рис. 5) и глубокое рыхление, лущение и дискование, культивацию, боронование и снегозадержание, сев (рис. 14) и посадку сельхозкультур (рис. 4), полив и уборку урожая (рис. 8); даже уборка зерновых колосовых культур тогда была немыслима без этого трактора: он буксировал прицепные комбайны С-6, РСМ-8 (рис. 15), ПК-2, трамбовку силоса. В условиях еще слаборазвитой сельской дорожной сети трактор использовался на транспорте, особенно в весенне-осеннюю распутицу и зимой. Широко использовался ДТ-54 (ДТ-54А) и в других отраслях народного хозяйства СССР: в строительстве, особенно дорожном, мелиорации и ирригации, торфодобыче и др., главным образом с бульдозерным оборудованием (рис. 9), а также в качестве базы различных погрузчиков и другого оборудования.

На базе трактора общего назначения (пахотного) ДТ-54 на СТЗ были созданы болотоходная и газогенераторная модификации (табл. 4).

Болотоходный трактор ДТ-55, а с 1958г. - ДТ-55А (рис. 16) [7], предназначался для выполнения работ на почвах с низкой несущей способностью. От базовой модели отличался опущенным на почву и подрессоренным направляющим колесом большего диаметра, благодаря чему возросла продольная база, большей колеей и установкой широких гусениц с увеличенным шагом (и ведущих колес с меньшим числом зубьев). Увеличение базы и ширины гусениц позволило почти вдвое снизить давления машины на почву и повысить проходимость. Выпускался трактор с 1956г. на СТЗ, а с 1963г. – на АТЗ.
Газогенераторный общего назначения трактор ГБ-58 (рис. 17) [7, 8] был разработан совместно с НАТИ. Работал на монооксиде углерода СО (угарном газе), вырабатываемом установленным на тракторе газогенератором из твердого топлива - древесных чурок или торфобрикетов. Газогенератор и фильтры (центробежный и барботажный) очистки газа располагались вертикально за кабиной, охладитель газа - перед радиатором; сверху на кабине монтировался короб-контейнер для запаса твердого топлива. Выпускался на СТЗ с 1952 г. Применялся в отдаленных районах, куда подвоз дизельного топлива был затруднен. Велись работы и над вариантом газогенераторного трактора ГТ-58, работавшем на древесном угле.

Рис.15. Трактор ДТ-54 производства CТЗ на уборке подсолнечника в агрегате с прицепным зерноуборочным комбайном РСМ-8 Рис. 16. Болотоходный трактор ДТ-55А производства СТЗ
Рис. 17. Газогенераторный трактор ГБ-58. Рядом с трактором стоят работники ОГК СТЗ (слева направо): А.И. Просихин, главный конструктор А.Я. Мерилов, Н.П. Харченко Рис. 18. Крутосклонный трактор ДТ-57, опытный образец

На СТЗ велись также работы над крутосклонным трактором ДТ-57 (рис. 18), предназначавшимся для работы челночным способом на горных склонах [9]. Но на конвейере закладываемые в эту машину идеи воплотились позже, уже на тракторе ДТ-75К последующего семейства.
А на ХТЗ совместно с ВИЭСХ на базе ДТ-54 разработали электротрактор ХТЗ-12 (рис. 19), тяговый электродвигатель которого мощностью 42 кВт (57 л.с.) питался от полевой высоковольтной сети по кабелю; 750-метровый запас кабеля наматывался-сматывался на находящийся на тракторе барабан. ХТЗ-12 был выпущен партией в 32 машины.
Также на базе ДТ-54 в НАТИ был разработан паровой трактор ПТ-54 (рис. 20). Применение паровой машины с поперечным расположением коленчатого вала позволило отказаться от сцепления, коробки передач и главной передачи. Работал трактор на каменном угле, 400 кг запаса которого в бункере хватало на 3,5 часа работы на полной мощности. Больший на треть по сравнению с дизельным ДТ-54 запас крутящего момента обеспечивал ПТ-54 более высокие тяговые качества [10].

Рис. 19. Электротрактор ХТЗ-12 с сконструированным для него 5-корпусным оборотным плугом и передвижной питающей трансформаторной подстанцией Рис. 20а. Паровой трактор ПТ-54, опытный образец.Фото 1951 г.
Рис. 20б. Паровой трактор ПТ-54, опытный образец. Продольный разрез

Доведенный в короткие сроки конструктивно и технологически, ДТ-54 (ДТ-54А) был необычайно популярен, полюбился трактористам. Экономичный и неприхотливый, простой в управлении, обслуживании и ремонте, один из самых мощных, безотказных и долговечных по меркам того времени, он заслужил ласковое прозвище «Дэтэшка» или уважительное «Дизель» (к поставленным даже раньше на производство дизельным тракторам С-65, КД-35 и С-80 так не обращались). Сказывались и заложенные в его дизель потенции: запас его крутящего момента составлял 25-30%, фактически с заводских конвейеров сходили ДТ-54, ДТ-54А мощностью 59-60 л.с.
Для потребителей важным было и то, что три завода выпускали одну модель,- это облегчало снабжение расходными материалами и запасными частями, ремонт, эксплуатацию, подготовку механизаторов.
Яркой страницей в биографии ДТ-54 стал подъем в 1950-е годы целины. Именно этому трактору, да еще челябинскому С-80, досталась основная тяжесть ввода в сельскохозяйственный оборот более 40 млн. га новых целинных и залежных земель. За вклад в целинную эпопею большие группы работников СТЗ, АТЗ и ХТЗ, в т.ч. конструкторов, были заслуженно награждены медалью «За освоение целинных земель». Без преувеличения можно сказать, что это награда и их детищу - трактору ДТ-54. А по воспоминаниям тракторостроителей АТЗ, этот трактор называли еще «Целинник №1».
Доказательством популярности ДТ-54 и любви к нему является то, что он стал героем многих литературных произведений, кинофильмов, в т.ч. таких популярных, как «Дело было в Пенькове», «Калина красная». Хочется отметить, что в фильме «Дело было в Пенькове» главный герой Матвей Морозов (артист В. Тихонов) работает на ДТ-54 производства именно СТЗ (рис. 21), а его визави в состязании «чей трактор сильнее» Василий Зефиров (артист Ю. Медведев) - на тракторе ХТЗ или АТЗ.
И, пожалуй, ни одному трактору нет такого числа памятников по России и странам СНГ, как полюбившемуся «Дэтэшке». Одним из них является и трактор ДТ-54А, стоящий среди своих собратьев на внутризаводской площади ВгТЗ рядом с открытым в 2005г., в 75-летний юбилей завода, памятником тракторостроителям всех поколений (рис. 22).
ДТ-54А выпускался на ХТЗ до 1961г., на ВгТЗ до 1963г., на АТЗ до 1979 г. (в Рубцовск же было перенесено в 1963 г. из Волгограда и производство болотоходного ДТ-55А) и был самым массовым и самым мощным сельхозтрактором в стране.

Рис. 21. Трактор ДТ-54 производства СТЗ в художественном фильме «Дело было в Пенькове». За управлением - артист Вячеслав Тихонов Рис. 22. Экспозиция выпускавшихся СТЗ/ВгТЗ тракторов на внутризаводской площади у памятника тракторостроителям всех поколений. Справа налево: СТЗ-1, СТЗ-НАТИ, ДТ-54А, ДТ-75М, ДТ-75Д, ДТ-175М «Волгарь», ВТ-100Д. Фото 2010 г.
Фотография кликабельна до полного размера

Известность ДТ-54 (ДТ-54А) была международной. Он экспортировался во многие страны. В 1958 году ДТ-54А на международной выставке в Брюсселе был удостоен высшей награды - «Гран При». А в Китае, в г. Лоян, при содействии специалистов СССР в 1959 г. был введен в строй первый в КНР тракторный завод, который долгое время выпускал этот трактор под маркой «Дунфан Хун-54» («Алеет Восток», рис. 23). Трактор ДТ-54 производился также в Венгрии под маркой «Дутра» DT-413 (рис. 24) с дизелем собственного производства мощностью 60 л.с. по лицензии австрийской фирмы «Штайр», в Югославии под маркой BNT-60 и Албании под маркой Т-1 (рис. 25).
Черты ДТ-54 до сих пор угадываются в гусеничных тракторах ВгТЗ, ХТЗ, в китайских YTO.
За счет удачной, передовой для своего времени конструкции и постоянной модернизации, тракторы типа ДТ-54 были самым распространенными гусеничными тракторами в нашей стране, сыграли огромную роль в механизации сельскохозяйственных и других работ. Всего СТЗ (ВгТЗ), ХТЗ и АТЗ за 1949-1979 годы выпустили около 957900 тракторов этого семейства.
Создание и производство тракторов семейства ДТ-54 является ярчайшим достижением советской инженерной школы в мировом тракторостроении.

Рис. 23. Китайский трактор «Дунфан Хун-54» Рис. 24. Венгерский трактор «Дутра DT-413»
Рис. 25. Албанский трактор Т-1

Сведения об авторах:
1. Косенко Вячеслав Владимирович - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», кандидат технических наук, Волгоград (в 1969-2010 гг. - инженер-конструктор, начальник КБ, зам. Главного конструктора и Главный конструктор Волгоградского тракторного з-да).
2. Шаров Владимир Васильевич - методист Музея национального тракторостроения, МБУК «Созвездие», кандидат технических наук, с. Новый Быт Чеховского р-на Московской области.
3. Ценч Юлия Сергеевна - начальник отдела образования, научно-технической и редакционно-издательской деятельности Федерального научного агроинженерного центра ВИМ, кандидат педагогических наук, доцент, Москва.

Список литературы
1. Гайворонский А.Г., Гасман И.И., Горожанкин В.И. и др. Руководство по трактору ДТ-54. Под ред. В.А. Каргополова. - М.: Сельхозгиз, 1953. 308 с.
2. Долматовский Ю.А., Трепененков И.И., Леоничева С.К. Тракторы и автомобили. Краткий справочник. Изд. второе, исправл. и дополн.- М.: Сельхозгиз, 1957. 257 с.
3. Каргополов В.А., Дронг И.И., Яровинский Л.М. Трактор СТЗ-НАТИ 1ТА (сельскохозяйственный). Описание конструкции, управление, уход и каталог запасных частей. Под ред. В.Г. Станкевича. – М.: Сельхозгиз, 1938. 480с.
4. Трепененков И.И. Эксплуатационные показатели сельскохозяйственных тракторов. Изд. второе, исправл. и дополн. - М.: Машгиз, 1963. 272 с.
5. Первенец отечественного тракторостроения. История Волгоградского двух орденов Ленина, орденов Отечественной Войны I степени и Трудового Красного Знамени тракторного завода имени Ф.Э.Дзержинского. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. 368 с.
6. Долматовский Ю.А., Трепененков И.И., Леоничева С.К. Тракторы и автомобили. Краткий справочник. Изд. четвертое, исправл. и дополн. - М.: Колос, 1966. 383 с.
7. Галкин С.Н., Бычков В.П., Косенко В.В. и др. Волгоградский тракторный: вчера, сегодня, завтра // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2005, № 6. С 4-6.
8. Юдушкин Н.Г. Газогенераторные тракторы. Теория, конструкция и расчет. - М.: Машгиз, 1955. 244 с.
9. Хрулькевич О.А., Шаров В.В. Крутосклонный трактор ДТ-57 // Сельский механизатор. - 2012, №1. С. 14-15.
10. Косенко В.В., Шаров В.В. Ценч Ю.С. 70 лет легендарному трактору ДТ-54 // Технический сервис машин. - 2019, № 1(136). С. 196-209.

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2019 TechStory.ru

Главная

Заложить золото в ломбард цена за сколько возьмут в ломбарде www.lombardperm.ru.