Вместо
предисловия
Кран
БКСМ-5-5А предназначен
для вертикального
транспортирования
грузов и монтажных
работ при
строительстве
промышленных
сооружений, а также
крупноблочных и
крупнопанельных
зданий высотой до 6
этажей.
Грузоподъемность
крана при всех вылетах
грузовой каретки - 5 т.
Кран является
усовершенствованной
моделью крана М-3-5-5.
При работе над
рассказом про славный
пермский экскаватор
ОМ-202, автор не мог не
вспомнить другую
«знаковую» машину,
фактически символ
массовых строек с
конца пятидесятых до
середины семидесятых
– башенный кран
БКСМ-5-5А (рис.1), тоже
производившийся в
Перми, на заводе
«Коммунар» [1].
Сразу следует сказать,
что в стране была
разработана серия
кранов разной
грузоподъёмности и
размеров для
массового жилищного
строительства - серия
БКСМ, с моделями от
БКСМ-1 до БКСМ-14. Марка
расшифровывается как
«башенный кран
самомонтирующийся».
Эти краны, для
перевода башни в
вертикальное
положение, после
сборки на земле,
использовали свои
стрелы и грузовые
лебёдки. На фото 2
очень характерный вид
строек тех лет -
экскаваторы ОМ-202М с
крюковой подвеской
занимаются
устройством
фундаментов и
подвалов, а чуть
поодаль стоят
башенные краны
БКСМ-5-5А.

Рис.1 |

Рис.2 |
Модификации
крана
Приведу отрывок из
описания крана на
сайте Techstory.ru.
Из кранов серии БКСМ
наиболее
продолжительное время
изготавливался кран
г/п 5 т модели
БКСМ-5-5 и его
модификации (-А, -Б); с
грузоподъемностью 4 т
(БКСМ-4-9к), 7 т
(БКСМ-7-5) и 8 т
(БКСМ-8-5). Кран БКСМ-7-5Г
является последней
модернизацией кранов
данного семейства и
выпускался до конца
80-х. Кроме того, в 50-60-е
были выпущены близкие
по конструкции краны
для высотного
строительства М-3-5-10,
БКСМ-14, БКСМ-5-10.
Монтаж и демонтаж
осуществляется при
помощи собственной
стрелы, что, со всё
увеличивающимися
темпами
строительства,
плотностью застройки
и отсутствием места на
стройплощадке, а также
отсутствием мощных
кранов на шасси
автомобильного типа, с
длинными
телескопическими
стрелами, становилось
неудобным и привело к
созданию кранов серии
КБ с поворотной и
подращиваемой снизу
башней. Однако,
конструкция кранов
БКСМ-5-5 и БКСМ-7-5
оказалась настолько
удачной, что они
продолжают трудиться
на заводах, складах и
станциях в качестве
кранов-погрузчиков
(рис. 3, 4). Конечно, и на
площадке «Бурлака»
исправно трудился
«потомок» крана
БКСМ-5-5А -
кран-погрузчик БКСМ-14п
(рис.5).
Предшественники
и особенности
конструкции
Кран БКСМ-5-5А
являлся большим шагом
вперёд по сравнению с
более простыми, но
менее удобными в
работе,
кранами-предшественниками
(СБК-1 или БКСМ-3 (второй
и четвёртый краны от
ближнего плана на
рис.6), ПБК-750 (рис. 7-1 и
7-2) а также с краном
УБК-5 (рис.8) для
высотных строений. На
фото рис. 7-2 показаны
уникальные
существующие
возможно, и сегодня,
краны и ПБК-750 и
БКСМ-5-5А, так что их
легко сравнить (на
переднем плане - БКСМ,
за ним - уникальный
ПБК-750, задний - БКСМ. На
рис.9 (фото сделано
отцом автора в 1960-м
году на перекрёстке
ул.Таллинской (ныне -
Леонова), или же
Качалова, с Казанским
трактом (ныне - Шоссе
Космонавтов) виден
характерный пейзаж
Перми тех лет -
массовая застройка
кварталами и
разнообразные краны.
Общими
конструктивными
решениями у кранов
БКСМ-3, ПБК-750, УБК-5 и
нашего БКСМ-5-5А
является характерная
поворотная головка
(рис.10), охватывающая
пирамидальный
оголовок неподвижной
башни - это так
называемое,
«поворотное
устройство с
разнесёнными по
высоте опорами» -
довольно простое в
изготовлении,
относительно лёгкое и
надёжное. Оно не
требует
высокопрочного
поворотного круга с
зубчатым венцом, т.к.
значительную часть
нагрузок воспринимает
поворотное устройство
значительно меньшего
размера на верху
оголовка. У кранов
типа СБК-1 или серии
БКСМ вместо зубчатого
венца вообще был
цевочный, а не
зубчатый круг, и через
верхнее
опорно-поворотное
устройство проходил
грузовой канат, причём
грузовая лебёдка
находилась под
кабиной, встроенной в
нижнюю пирамидальную
секцию башни (СБК-1,
БКСМ-3) или на ходовой
раме (БКСМ-1, 1М).
Крановщик в большой
кабине работал стоя,
причём, контроллер
грузовой лебёдки и
приборы управления
ходом и стрелой
находились в одном из
углов кабины.
Каким было управление
крана? Довольно
необычным, с
сегодняшней точки
зрения. Вместо мягкого
кресла - стоячее
рабочее место, вместо
рычагов по обе стороны
кресла, с продуманной
эргономикой -
штурвальное
управление
командо-контроллерами.
Характерное «цоканье»
реле было слышно за
квартал!
Недавно автор имел
возможность на работе,
через коллегу, у
которой мама когда-то
работала на кране
БКСМ-5-5А в Березниках,
узнать условия в
кабине - там был один
примитивный
обогреватель-«козёл»
на полу (как в
тогдашних трамваях) и
в кабине суровыми
«березниковскими»
зимами было очень
холодно! Плюс -
дискомфорт и
усталость от стоячей
напряжённой работы.
Штурвальный
командо-контроллер
был неудобен тем, что
крановщику
приходилось
поворачивать штурвал
не в естественном
положении для рук, а
стоя сбоку и двигая
рукой в
горизонтальной
плоскости. В мороз, да
ещё стоя, длинными
рабочими неделями, для
хрупкой женщины, это
было очень
утомительно.

Рис.7-1 |

Рис.7-2 |

Рис.8 |

Рис.9 |

Рис.10 |
Близким
по конструкции
предшественником
является кран УБК-5
(рис.8). Правда, он был
без ходовой части на
рельсовом ходу, а
монтировался на самом
высотном здании. Самой
удобной для него
оказалась балочная
стрела.
Непосредственным же
предшественником
нашего крана был кран
«Минтяжстроевец»
М-3-5-5, выглядевший
практически так же,
как наш БКСМ, но
имевший меньшую
грузоподъёмность (3 т
на конце стрелы вместо
5) и стальные ящики для
противовеса и
балласта, вместо
железобетонных
блоков, которые потом
стали широко
применяться на
башенных кранах.
Стальные ящики для
противовеса, столь
характерные для
кранов пятидесятых,
были сконструированы
под мелкоштучные и
насыпные противовесы,
закладываемые
вручную.
Главным отличием
нашего крана от
большинства моделей с
маневровыми
(подъёмными) стрелами
стало то, что стрела
его располагалась
горизонтально, и снизу
неё находился двутавр
- рельс для грузовой
тележки. Таким
образом, крюк
перемещался
горизонтально, что
упрощало точную
подачу грузов на
строящийся дом и
облегчало работу
крановщика и
стропальщиков-монтажников.
Поэтому, в конце 60-х,
кранами БКСМ-5-5А
удобно производился
монтаж-сборка
пятиэтажных
крупнопанельных и
крупноблочных домов.
Кроме этого, у крана
была одинаковая по
всей длине стрелы
грузоподъёмность до 5 т,
до максимального
вылета 22 м, что
упрощало работу
крановщика и
позволяло подавать
любые детали в дальний
конец здания.
Другой особенностью
стали ходовые
двухколёсные тележки,
которые можно было
поворачивать под
ходовой рамой на любой
угол. Этими
особенностями
воспользовались
строители, когда
строили дом по
ул.Хохрякова, 23. Схема
передвижений крана
показана на рис.11.
Передвижения крана
показаны красным
цветом. Построив дом
по
ул.Коммунистической,
82, кран перевели на
перпендикулярный путь
(благодаря поворотным
тележкам шасси) и
пододвинули к
середине будущего
дома ул.Дальняя №23 /
Коммунистическая 84.
Отсюда кран доставал
до дальних углов
строящегося
двухподъездного дома,
и проработал, стоя на
месте, до конца
строительства. После
этого кран вернули к
дому №82, повернули
ходовые тележки и
передвинули в сторону
двора, ближе к дому по
ул.Дальней, 25 (где и
сидел в эти дни на
балконе автор с
бабушкой - оба
наслаждались видом
интереснейших работ).
После этого кран
демонтировали, причём,
тракторная лебёдка -
якорная оттяжка
стрелы – была,
как помнится, ещё на
старом уникальном
тракторе С-80; ей
пришлось выехать
далеко на улицу
Дальнюю (Хохрякова).
«Головой» кран
опустили в сторону
детсада (на схеме
показан розовым
цветом).

Рис.7 |
Монтаж-демонтаж
Несмотря на
то, что монтаж этих
кранов был достаточно
долгим и трудоёмким,
см.схемы на рис.20 и 21,
краны БКСМ оказались
«долгоиграющими» и
кое-где работали на
стройках до конца
девяностых, и даже
сейчас их иногда можно
встретить на разных
базах на окраинах
крупных городов и
около товарных
станций. Про сложный и
интересный монтаж
кранов БКСМ можно
прочитать в статье
автора на сайте Techstory [2].
Причём, при одном
монтаже, году в 1963-м,
произошла редчайшая
авария, последствия
которой наблюдал
маленький автор этого
рассказа из окна!
При монтаже произошёл
обрыв шарнира, и при
начале подъёма башни,
кран развернуло
поперёк улицы и
поперёк трамвайных
путей! Ближайший к
месту аварии, едущий
из центра, трамвай
вовремя остановился
метрах в 50 от
падающего крана! В
трамвае ехала … мама
автора. Пришла
взволнованная и с
порога воскликнула:
«Кран упал, а вы ничего
не видели!». На схеме
рис.7 место падения
башни показано
зелёной стрелкой,
положение башни при
штатном монтаже и
демонтаже показано
чёрными стрелками, а
пути передвижения -
красными линиями
(стрелка обозначает
оголовок башни). Про
эту аварию при
монтаже, ветераны
завода помнили ещё в
конце 80-х, и
подтвердили автору,
что такая была
единственной у кранов
нашего завода.
Характерные
виды строек с кранами,
подготавливаемыми к
монтажу-демонтажу,
автору удалось найти в
Сети (рис.13, 14). Сегодня
продолжают
выпускаться и
тракторные лебёдки,
аналогичные тем,
которые работали в
шестидесятые, тоже на
тракторах ЧТЗ (рис.15),
но используемые
только в нефтяной
промышленности.
Единственное фото
монтажа крана, которые
удалось найти - см.
рис.19, а понятные схемы
монтажа-демонтажа –
рис.20 и 21.

Рис.19 |

Рис.20 |

Рис.21 |
Где
производился
Почему же такую
непростую и
габаритную машину, как
башенный кран,
поручили
изготавливать на
объединённых заводах
«Коммунар» и «Старый
Бурлак»? Автор, во
время работы на этом
заводе, спрашивал
старых работников про
историю завода [1, 2], и
они рассказывали, что
выбор пал из-за того,
что «Бурлак» уже имел
большой опыт
изготовления
плавкранов и
портальных кранов.
Причём, у последней
модели и плавучего и
портального кранов
(КПП-5) решётчатая
стрела по размерам
была сопоставима с
башней будущего
башенного крана, так
что опыт изготовления
крупных объёмных
металлоконструкций
уже имелся. Кроме
этого, имелся опыт
изготовления лебёдок,
механизмов
передвижения,
поворотных кругов.
Плюс ко всему -
знаменитая
безотказность и
смекалка уральцев,
спокойно выполнявших
сложные поручения. Два
этих завода были
объединены для
производства башенных
кранов под общим
именем «Коммунар». На
рис.16 и 17 показаны
площадки заводов
«Коммунар» и «Старый
Бурлак». На плане
обозначены: жёлтым
контуром «К» -
площадка Коммунара
(конец
ул.Коммунистической);
жёлтым контуром «СБ» -
площадка Старого
Бурлака (у Камы);
красным контуром
площадка ЗиД - завод
им.Дзержинского; синим
- завод «МЛ» -
«Механолит» -
впоследствии Торгмаш.
Вид площадки
Коммунара середины
семидесятых, со
стороны вокзала
Пермь-2, показан на
рис.18. На площадке
Коммунара (рис.17)
находился литейный и
механообрабатывающие
цеха, а также был
наскоро сколочен
навес, под которым
собирались стрелы
(обозначен красной
стрелкой). Остальное
делалось на площадке
«Бурлака», около Камы,
включая и деревянные
кабины, так как имелся
и свой лесопильный цех
(располагавшийся
прямо на берегу Камы,
около впадения в неё
речки Данилихи).
Практически все узлы и
детали крана
изготавливались
непосредственно на
заводе, что характерно
для того времени (всё
делать самим и не
зависеть от
поставщиков), кроме
электрооборудования:
командо-контроллеров,
двигателей и приборов
освещения.

Рис.16
(можно увеличить) |

Рис.17
(можно увеличить) |

Рис.18 |
Вместо
заключения
Кран БКСМ-5-5А вобрал
в себя и новые
тенденции тех лет, и
сохранил
исключительную
долговечность старых
машин, работавших
десятилетиями в
суровых условиях
советских строек. В
этом рассказе автор
записал, что удалось
вспомнить про этот
характерный символ
«оттепели»
шестидесятых - символ
сбывшейся надежды на
получение отдельной
квартиры для
множества людей… Наши
пермские краны по
праву можно считать
«живыми легендами»!
|