При
сооружении кабельных
линий часть работ
приходится вести в
стесненных условиях,
где применение
общестроительной
техники крайне
затруднено или вообще
невозможно. Так
приходится работать
на подходах к
служебно-техническим
зданиям и при
прокладке коротких
кондов кабеля местных
сетей. Кроме того,
часто возникает
необходимость
прокладки кабелей по
болтам, возделанным
полям и огородам, где
требуется минимальное
разрушение
поверхностного слоя
грунта. В этих случаях
для механизации работ
требуется
малогабаритная легкая
техника, которая может
быть доставлена к
месту работ
перекатыванием и
переноской.
Проблема механизации
работ в стесненных
условиях решается
внедрением
малогабаритных легких
траншеекопателей и
переносных
кабелеукладчиков. Для
этого в Минтрансстрое
разработаны две
модификации
микротраншеекопателя:
МТК-1 на базе
мотороллерного
двигателя Т-200 и МТК-2
на базе двигателя
общего назначения
УД-25.
Обе модификации
машины по устройству
не имеют
принципиальных
различий.
Микротраншеекопатель
смонтирован на раме,
имеет трехколесную
ходовую систему. Два
пневмоколеса
расположены на общей
оси, третье - меньшего
диаметра выполнено
поворотным на
вертикальной оси.
Рабочий орган
представляет собой
баровую цепь,
установленную на
телескопической
трубчатой балке,
которую можно
отрегулировать с
помощью винтового
механизма для
установки и натяжения
цепи. Имеются ведущая
и опорные звездочки.
Чтобы предотвратить
попадание между
звездочками и цепью
твердых включений из
грунта, перед
звездочками со
стороны набегающей
ветви цепи
установлены
ребра-отсекатели.
Натяжение цепи при
работе и
демпфирование
происходят с помощью
рессоры с роликом.
Грунт от краев траншеи
отводится шнеком (или
отвалами у машины
МТК-1). Баровая цепь
опускается винтовым
механизмом на глубину
до 1 м, который
связан тягами через
рычажную систему с
жестко укрепленным на
трубчатой балке
рабочего органа
рычагом,
установленным на валу
ведущей звездочки
шарнирно (возможен
поворот вокруг вала).
Машина перемещается
лебедкой, приводимой в
действие двигателем, и
тросом, закрепленным
за анкер. Привод
режущей цепи
осуществляется с
помощью цепных
передач, муфты
включения и редуктора.
Вал лебедки
приводится во
вращение от вала
ведущей звездочки
режущей цепи через
цепную передачу и
редуктор. Трос к
барабану лебедки
прижимается двумя
роликами.
Для предохранения
рабочего органа, а
также для
предотвращения
перегрузки троса
лебедки на валу
ведущей звездочки
режущей цепи и в
системе привода
лебедки установлены
муфты предельного
момента.
Ширина траншеи 96 мм.
Длина троса лебедки
микротраншеекопателя
МТК-1 - 35 м, а МТК-2 -
20 м. Масса
микротраншеекопателя
МТК-1 - 223 кг при
длине машины 2520 мм,
а МТК-2 - 341 кг при
длине 3650 мм.
Уменьшение массы и
длины
микротраншеекопателя
МТК-1 упрощает и
облегчает работу при
использовании его в
стесненных условиях.
Он создан на базе
легкого и компактного
двигателя, масса
которого вместе с
коробкой перемены
передач и муфтой
сцепления составляет
37 кг. Рама машины
пространственная,
легкая, из труб, в
машине использованы
облегченные элементы
крепления осей колес и
коробчатые кронштейны
звездочек..
Микротраншеекопатели
можно использовать и
для работы в грунтах с
каменистыми
включениями (щебень
вблизи
железнодорожных
путей) и строительным
мусором (насыпные
грунты на подходах к
зданиям). В этих
случаях их
комплектуют баровыми
цепями с режущими
зубьями изогнутой
формы из
износостойкой стали
65Г. Во всех случаях в
качестве несущей
используют цепь
общего назначения
ПР38,1-12700. Можно
применять зубья
простой пластинчатой
формы, изготовление
которых не требует
штамповочного
оборудования. Для
грунтов со
значительными
твердыми включениями
используют зубья с
твердыми
износостойкими
вставками (пластины
типов ТК, ВК).
Микротраншеекопатель
доставляют на
строительство на
любом транспорте. Двое
рабочих выгружают его
из кузова автомобиля
по пандусам (наклонным
балкам) без кранового
оборудования с
помощью каната,
перекинутого через
блок, закрепленный в
кузове. Далее машину
перекатыванием
доставляют к месту
работы.
При рытье траншеи
машину обслуживает
один рабочий. Машина
идет по трассе
устойчиво, поэтому в
большинстве случаев
участие рабочего в
управлении не
требуется.
|