WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Экскаватор ЭТН-142
фотогалерея

Экскаватор ЭТН-142 представляет собой самоходную машину на гусеничном ходу, выполненную на базе трактора ДТ-54 с приводом механизмов от дизеля Д-54 мощностью 54 л.с. Предназначен для рытья траншей прямоугольного сечения шириной 0,43 м под укладку гончарных и других труб, а также дренирующего материала на глубину 1,4 м. Экскаватор обеспечивает работу в минеральных грунтах до III категории включительно, допускающих удельное давление не ниже 0,45 кг/см2.
Выемка дна траншеи по заданному уклону выполняется за один проход экскаватора с укладкой грунта в кавальер на правую сторону траншеи, без каких-либо доделочных работ.
В целях снижения удельного давления ходовая часть трактора ДТ-54 удлинена на 1270 мм посредством дополнительной вставки швеллеров в раму трактора, увеличено число опорных и поддерживающих тракторных катков, уширены гусеничные ленты. Двигатель перенесен вперед, что дает более равномерное распределение удельного давления па грунт по всей опорной поверхности гусеничного хода. Экскаватор имеет уширенную гусеницу.

Для подъема и опускания рабочего оборудования служит гидропривод. Гидроцилиндры механизма подъема и опускания применяются от экскаватора Э-153. Детали турасного вала натяжного устройства ковшовой цепи и сама цепь (без ковшей) применяются от экскаватора ЭТУ-353.
На экскаваторе установлены ковши емкостью 16 л, которые принудительно очищаются от грунта особым скребком. Ковши штампованные и несут на себе режущие органы в виде ножей.
Ковшовая рама экскаватора ЭТН-142 плавающая, наклонная. Рабочий орган такой конструкции менее подвержен поломкам при работе на грунтах, содержащих валунные камни и корни деревьев, чем рабочий орган, расположенный вертикально с жесткой подвеской (экскаватор
ЭТ-141).
Ковшовая рама сварной конструкции, на ней крепится зачистной нож-башмак. Ковшовая цепь состоит из двух замкнутых цепных ветвей с шарнирно закрепленными на них ковшами. Подъем и опускание рабочего органа осуществляется от гидропривода двумя гидроцилиндрами. Натяжение ковшовой цепи осуществляется натяжными роликами.
Транспортер состоит из рамы, двух барабанов, огибающей их бесконечной прорезиненной ленты шириной 650 мм, очистителей и натяжного устройства. Транспортер установлен на раме экскаватора под углом уклона рабочей ветви ленты 0°, вылет транспортера (расстояние от продольной оси машины до оси отвального барабана транспортера) 1155 мм, скорость движения ленты транспортера 2,03-1,36 м/сек.
На раме гусеничной тележки установлен промежуточный редуктор, связывающий вал главной муфты сцепления двигателя с коробкой передачи трактора. Благодаря этому осуществляются пониженные рабочие скорости движения экскаватора. Экскаватор ЭТН-142 имеет пониженные передачи: 1-я скорость 56 м/час, 10-я - 182 м/час. При прямой передаче все транспортные скорости близки к тракторным (ДТ-54).
На экскаваторе установлен генератор постоянного тока напряжением 12 в и аккумулятор 12 в, от которых осуществляется электропитание осветительных и сигнальных приборов.
Для обеспечения заданного уклона дна траншеи предусмотрен специальный прибор, состоящий из коробки, в которой смонтированы два шарнирных рычага, соединяющихся зубчатым сектором и шестеренкой. Угол поворота рычагов ограничивается регулировочными винтами. Рычаг шестеренки на концах имеет клеммы, которые при отклонении рычага на определенный угол соприкасаются с контактными винтами электропроводки к прибору световой сигнализации, состоящему из двух лампочек - красной и зеленой. Прибор помещается на щитке внутри кабины.
Рычаг зубчатого сектора на конце имеет резьбовое гнездо, куда ввинчивается съемная стрелка.
Прибор уклона дна траншеи подвешен к раме рабочего органа на двух центрах, что при наличии груза обеспечивает горизонтальное положение прибора независимо от положения всего экскаватора. Стрелка уклоноуказателя при работе экскаватора скользит по направляющей проволоке, которая натянута на специальных металлических кольях вдоль трассы траншеи под углом, соответствующим уклону дна траншеи.
Для замера действительной глубины траншеи с левой стороны по ходу экскаватора на направляющем двутавре верхней рамы закреплена градуированная линейка, а на нижнем кронштейне рабочего органа закреплен указатель.
В начале работы необходимо установить экскаватор в исходное положение устьевой части траншеи по ее трассе так, чтобы продольная ось экскаватора совпала с осью трассы. После этого, установив съемную стрелку в резьбовом отверстии рычага зубчатого сектора указателя уклона дна траншеи, чтобы обеспечить заданный угол дна траншеи, следует производить подъем или опускание рабочего органа до появления светового сигнала соответствующей лампочки на щите прибора. Если экскаватор роет траншею с заданным уклоном дна, лампочки не горят. Если загорается красная лампочка, необходимо поднять рабочее оборудование, если загорается зеленая, то оборудование надо опустить.
Вес экскаватора 11820 кг, удельное давление на грунт 0,42 кг/см2.
Ленинградским филиалом ВНИИСтройдормаш была разработана и внедрена система автоматического поддержания уклона, не нуждавшаяся в ручном управлении. Модернизированная модель выпускалась под индексом ЭТН-142А. В автоматическом режиме управление наклоном рабочего органа осуществлялось специальным гидроцилиндром, опиравшимся на лыжу, скользившую по дну траншеи.

Экскаватор ЭТН-142 выпускался Таллинским экскаваторным заводом до 1960 г. Заменен в производстве экскаватором ЭТН-171.

ЭТН-142
  Многоковшовый траншейный экскаватор ЭТН-142 в работе. Фотография из архива Рязанского ПМК. Предоставил М.Беднарский. Экскаватор ЭТН-142 1960 г. выпуска. Фотографии сделаны в Эстонском сельскохозяйственном музее М.Беднарским. С остальными экспонатами можно ознакомится здесь.

Назад на страницу "Экскаваторы многоковшовые (продольного копания)"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2015 TechStory.ru

Главная