WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Многоковшовые карьерные экскаваторы поперечного копания
фотогалерея

Экскаваторы перемещаются на рельсовом ходу и имеют электрический многомоторный привод всех механизмов от сети карьерного хозяйства, благодаря чему кинематические схемы механизмов отличаются простотой, а сами экскаваторы надежностью в работе. Основное их применение - в карьерных хозяйствах кирпичных заводов. Общим недостатком экскаваторов поперечного копания является недостаточная приспособленность их к работе зимой во время сильных морозов.

Экскаваторы поперечного копания на рельсовом ходу выпускались с начала 30-х г. на Московском заводе "Красный металлист" и в центральных механических мастерских "Укрбудматериал" в небольших количествах, практически - поштучно. Эти экскаваторы имели собственное название - "Красный кирпичник".
В конце 40-х г. на Киевском заводе "Красный экскаватор" выпущен опытный образец многоковшового экскаватора поперечного копания на гусеничном ходу ЭМ-50-6 с приводом от керосинового двигателя I-МА. В качестве сиовой установки мог использоваться и электродвигатель.
Начиная с 50-х г. выпускались многоковшовые карьерные экскаваторы поперечного копания различных марок (ЭМ-201, ЭМ-251) на Дмитровском экскаваторном завде.

Экскаватор ЭМ-182 состоит из ходовой тележки на однореберных колесах, на которой установлена съемная рама, несущая на себе бункер, ферму противовеса, турасный вал с предохранительной муфтой и верхнюю часть ковшовой рамы, а также кабину и силовую установку с трансмиссией; нижней ковшовой рамы с двумя планирующими звеньями, несущей на себе цепь с ковшами (конструкция основной хвостовой рамы с шарнирной подвеской позволяет обрабатывать забой как при верхнем, так и при нижнем черпании); укосины, поддерживающей систему канатов с блочной подвеской; электрооборудования и осветительных приборов.

Для управления экскаватор имеет три рычага, расположенных в кабине механика: рычаг включения ковшовой цепи, рычаг включения хода тележки и рычаг подъема и опускания стрелы.
Стрелу задерживают специальным тормозом, сидящим на червячном валу. Движение от электродвигателя передается клиновыми ремнями, натяжение которых и угол огибания шкива регулируются натяжным устройством. Вращение от главного вала к турасному передается посредством цепной передачи. Срезанный грунт из ковшей поступает в бункер и далее в узкоколейные вагонетки, на которых грунт транспортируют к месту назначения.
Применение подъемной лебедки позволяет использовать экскаватор для верхнего и нижнего параллельного черпания, при которых одновременно поднимаются или опускаются оба конца ковшовой рамы, то есть ковшовая рама перемещается параллельно самой себе и ковши снимают стружку одинаковой толщины по всей высоте забоя; для верхнего веерного резания, при котором поднимается или опускается только конец ковшовой рамы, и для нижнего веерного резания, при котором нижняя ковшовая рама подвешена только за конец, рама эта опускается веерообразно.
В экскаваторе ЭМ-182 добытый ковшами грунт поступает в бункер и из него в узкоколейные вагонетки. Выпускался киевским заводом "Красный экскаватор".

Экскаватор ЭМ-201 имеет емкость ковша 20 л; техническая производительность 36 м3/ч; мощность установленных электродвигателей 18,5 кВт; масса экскаватора с бункером противовесом - 11,8 т. Выпускался Дмитровским ЭЗ.

Экскаватор ЭМ-302 имеет емкость ковша 30 л; техническая производительность 54 м3/ч; мощность установленных электродвигателей 51,5 кВт; масса экскаватора с бункером, противовесом и транспортером - 25 т.

Экскаватор предназначен для работ на карьерах, где залегают глины значительной плотности (до IV категории грунтов) и на гравийных карьерах. Добываемая порода грузится в вагонетки или автосамосвалы транспортером или же непосредственно из бункера.
Транспортер и ковшовая рама смонтированы из отдельных звеньев, что позволяет укоротить или удлинить их в случае надобности. Экскаватор приспособлен для работы с верхним и нижним черпанием, с радиальной и параллельной разработкой забоя. Для привода рабочих механизмов служат отдельные электродвигатели.
Скорость движения ковшовой цепи экскаватора ЭМ-302 доведена до 0,5 м/сек, что при сравнительно малой емкости ковшей обеспечивает довольно высокую производительность машины. Выпускался киевским заводом "Красный экскаватор".

Экскаватор ЭМ-503 имеет емкость ковша 50 л; техническая производительность 102 м3/ч; мощность установленных электродвигателей 60 кВт; масса экскаватора с бункером и противовесом - 33,65 т. Выпускался киевским заводом "Красный экскаватор".

Конструкция экскаватора ЭМ-302 аналогична конструкции экскаватора ЭМ-201. Отличительной особенностью конструкции является наличие отвального конвеера длиной 20 м, установка кабельного барабана, автоматически выкладывающего или выбирающего кабель во время передвижения экскаватора по рельсам. Экскаватор ЭМ-503 отличается от экскаватора ЭМ-302 в основном только большими размерами.
В конце 50-х гг. серийный выпуск экскаваторов ЭМ-128 и ЭМ-301 был прекращен, а в конце 60-х гг. - ЭМ-302 и ЭМ-503.
С 1981 г. начался серийный выпуск Дмитровским ЭЗ экскаватора поперечного копания ЭМ-251 на рельсовом ходу. Продолжается и в настоящее время (экскаватор ЭМ-251МА).

"Красный металлист"
   
  Многоковшовый экскаватор «Красный металлист». 4 таких экскаватора были завезены на коркинский разрез в 1933 г. Работали сначала на вскрытии угля, но с увеличением крепости пород, применение их стало неэффективным и их поставили на погрузку угля с аварийного склада. Два экскаватора списали в 1951 г, а два других проработали до 1962 г. Фотографию предоставил Ю.Цицер.    
ЭМ-182
  Многоковшовый экскаватор ЭМ-182. Работал на кирпичном заводе дистанции гражданских сооружений Омского отделения ЗапСибЖД. Фотографии из архива Музея омских железнодорожников; предоставил К.Лосевский.    
ЭМ-201
   
  Многоковшовый экскаватор ЭМ-201 1958 г.выпуска. Фотография сделана в 2008 г. М.Беднарским.    
ЭМ-201А
  Карьерный экскаватор ЭМ-201А, выпущеный в 1972 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Фотографии сделаны на территории Михайловского кирпичного завода, г.Михайлов в 2005 г. М.Беднарским.   Заводская табличка экскаватора ЭМ-201А. Фотография сделана М.Беднарским.
 
  Карьерные экскаваторы ЭМ-201А и ЭМ-251 на рельсовом ходу. Автор фото - А.Кравец.   Многоковшовый экскаватор ЭМ-201А. Фотография сделана в 2008 г. М.Беднарским.
   
  Многоковшовый экскаватор ЭМ-201А. Фотография сделана в 2008 г. М.Беднарским. Карьерный экскаватор ЭМ-201А. Фотография сделана К.Лосевским в 2010 г.  
ЭМ-251МА
   
  Многоковшовый экскаватор ЭМ-251МА. Вместимость ковша 25 л; число ковшей 28 шт. Техническая производительность 80 м3/час при глубине копания 8 м. Фотография из архива ДЭЗ.    
ЭМ-301
   
Многоковшовый карьерный экскаватор поперечного копания модели ЭМ-301. Емкость ковша - 30 л; часовая произв-сть - 45 м3 при глубине копания 8,5 м. Имеет индивидуальный электропривод механизмов. Фотография из архива ЦГКА Украины; завод сухого пресования в Полтаве, 1956 г.; использована с сайта
www.narrow.parovoz.com
 
ЭМ-302
Многоковшовый карьерный экскаватор ЭМ-302 на добыче глины в карьере Зарайского кирпичного завода. Отвальный конвеер демонтирован. Фотография сделана О.Котовым. Экскаватор ЭМ-302. Фотографии для сайта предоставил М.Ю.Гладкевич.
Экскаватор ЭМ-302. Фотография сделана в г.Волоколамске В.Филипповым.
ЭМ-503
Многоковшовый карьерный экскаватор ЭМ-503. Фотографии сделаны в Ровенской обл. Е.Шиперко в 2016 г.

Назад на страницу "Экскаваторы Советов"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2017 TechStory.ru

Главная